На прошлой неделе, 30 марта в воздух впервые поднялся новый российский военно-транспортный самолет Ил-112В. Самолет взлетел с взлетно-посадочной полосы аэродрома Воронежского авиастроительного предприятия «ВАСО» (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК).
Первому полету Ил-112В предшествовал цикл аэродромных отработок, в ходе которых были проведены испытания всех систем, совершены пробежки по аэродрому, в том числе с частичным отрывом от земли, и получено заключение о готовности самолета к началу летных испытаний. Пилотировал машину шеф-пилот ОКБ «Ильюшин» Герой России Николай Куимов.
Тысячи горожан горожан, узнав о предстоящих испытаниях приехали к аэродрому и буквально дежурили у забора. До последнего было не ясно – состоится первый взлёт или нет. Окрестности были затянуты туманом. Но к полаудню он стал рассеиваться, и началась процедура подготовки взлёта. И в 12часов 20 минут первый опытный образец легкого турбовинтового военно-транспортного самолета Ил-112В (серийный номер 01-01, регистрационный номер 41400), построенный в рамках контракта с Минобороны России, оторвался от земли. Это стало лучшим подарком к юбилею выдающегося советского авиаконструктора Сергея Ильюшина, чью фамилию носит новый транспортник. 30 марта Сергею Владимировичу исполнилось 125 лет. И по традиции, заведённой ещё самим Ильюшиным, полетный лист подписывают прямо у борта на капоте черной «Волги» У авиаторов уже почти полвека это – ритуал на удачу.
Первый полёт длится полчаса.После взлета Ил-112В выполняет три круга над заводским аэродромом. Всё это время новичка в небе сопровождает Ил-114ЛЛ – самолёт-лаборатория. Замеряет параметры работы разных систем. И в 13 часов «новичок» выполняет мягкую посадку. Свершилось! Первый полностью российский, разработанный в России военно-транспортный самолёт получил крещение небом.
Не смотря на компанию поднятую в СМИ по снятию с должности вице-президента ОАК по транспортной авиации, гендиректора ПАО «Ил» Алексея Рогозина проект Ил-112В шагнул в небо.
– Ил-112В – первый военно-транспортный самолет, который создается с нуля в постсоветский период. – рассказал сразу после посадки и чествования пилота, вице-президент по транспортной авиации ПАО «ОАК», генеральный директор ПАО «Ил» Алексей Рогозин, — Ил-112В будет помогать в решении многих задач, как в сфере военной логистики, так и в гражданском секторе. Теперь перед дивизионом «Ильюшин» стоят не менее важные и ответственные задачи по проведению летных испытаний и подготовке к серийному производству Ил-112В, которое будет осуществляться в Воронеже.
Новый транспортник должен прийти на смену лёгкому транспортнику Ан-26, который был разработан и пошёл в серию в 1973 году. В НАТО его называют «Curl» — «Вихрь», в нашей армии его прозвали «Настенька». Самолет отлично зарекомендовал себя в тяжелых условиях боевой эксплуатации, и в условиях Крайнего Севера. Как и все машины, разработанные еще в Советском Союзе, Ан-26 имеет большой задел по конструкции, надежен и прост в эксплуатации, в общем, добротная армейская лошадка, служащая не один десяток лет, но уже выработал практически весь лётный ресурс и в течении следующих пяти – восьми лет будет полностью выведен из эксплуатации.
В 2004 году Министерство обороны объявило тендер на разработку замены Ан -26 для ВТА. Победило в нём ОКБ Ильюшина с проектом Ил-112В, но из-за перебоев в финансировании разработка самолёта затянулась и в 2011 году – с задержкой на два года -должна была начаться сборка первой машины на Воронежском авиационном заводе. Задержка вызвала неудовольствие тогдашнего министра обороны Сердюкова, и лоббисты «Антонова» тут же подсунули ему проект своего самолёта Ан-140, который к этому моменту уже был принят в эксплуатацию. Сердюков тут же распорядился остановить проект создания Ил-112В, а вместо него заключить контракт на закупку 27 машин Ан-140 на Украине со сборкой их в Самаре. Возражения военных о том, что Ан-140 является иностранным самолётом и производится из иностранных комплектующих, и что в любой момент поставки этих самолётов и запчастей к ним могут быть остановлены, министр слушать не стал. Наоборот, неоднократно заявлял, что его Министерство обороны трать деньги на разработку того, что уже есть у кого-то не собирается, а будет покупать готовое иностранное вооружение и технику.
В итоге было собрано десять Ан-140, а потом на Украине произошла «революция гидности» и весной 2014 года правительство Украины прекратило военно-техническое сотрудничество с Россией. Контракт с Министерством обороны России оказалось невозможно выполнить ввиду санкций, введенных Украиной против России. Одновременно были прекращены все поставки запчастей и гарантийное обслуживание Ан-140. В итоге, по милости министра Сердюкова Российская Армия осталась без лёгкого транспортного самолёта. И в 2013 году, после снятия Сердюкова (который сегодня возглавляет вертолётный холдинг ОАК) и назначения министром обороны Сергея Шойгу, состоялся перезапуск проекта Ил-112В. При этом, было решено учесть все уже имеющиеся в эксплуатации аналогичные образцы, и сделать лучшую машину. И вот 30 марты 2019 года, обновлённый Ил-112В поднялся в воздух.
Легкий военно-транспортный самолет Ил-112В предназначен для транспортировки и воздушного десантирования вооружения и легкой военной техники, грузов и личного состава, а также широкой номенклатуры разнообразных грузов при коммерческой эксплуатации гражданской версии самолета с максимальной массой 5 тонн. Старт серийного производства запланирован на конец 2019 года. Н воронежском авиазаводе (ВАСО) готовятся постепенно выйти на производство до 12 самолётов в год.
А в КБ Ильюшина уже полным ходом идут работы над средним транспортным самолетом Ил-276, который придёт на смену «дедушке» российской транспортной авиации Ан-12…