ВТБ и «Ростелеком» создают единую платформу для сбора данных клиентов

Лада Шамардина Экономика и политика 36
фото отсюда

«Ростелеком» и ВТБ планируют создать единую площадку для обмена большими данными, на основе которой хотят развивать платформу наподобие китайской WeChat, в которой клиенты смогут оплачивать товары и услуги с помощью единого приложения на мобильных телефонах, узнали «Ведомости».

Детали

  • В систему может попасть информация о поле и возрасте человека, его покупках, предпочтениях, доходе, передвижениях — все это поможет оценить кредитоспособность человека и разработать методики привлечения и удержания клиентов. 
  • ВТБ и «Ростелеком» уже активно привлекают партнеров для сбора данных: среди тех, кто согласился их предоставить — сеть магазинов «Магнит» (принадлежит ВТБ на 18,3%), мобильный оператор Tele2 (почти половина акций у «Ростелекома»). Некоторые собеседники издания также называют среди партнеров «Почта банк» (половина акций у ВТБ), страховую компанию «Согаз» (10% у ВТБ). Проектом могут заинтересоваться и компании, не связанные с ВТБ и «Ростелекомом» — «Национальная медиагруппа», «Почта России», девелопер ПИК, ритейлер X5 Retail Group. 
  • Чтобы избежать обвинений в нарушении персональных данных, в системе вся информация о человеке будет привязываться не к его реальному ФИО, а к абстрактному ID, утверждают источники. 
  • В теории, если в системе ВТБ и «Ростелекома» будет много партнеров, она сможет создать альтернативу экосистеме Сбербанка и Системе быстрых платежей от Центробанка.

Конкуренты. Похожие системы могли бы создать и другие крупные компании, объединяющие несколько видов сервисов. Так, в группу МТС входит одноименный мобильный оператор, «МТС банк», сеть сотовых салонов и еще несколько направлений – платное ТВ, развлекательные сервисы. 

Почему это важно. В ближайшие годы и бизнес, и государства будут собирать о человеке всё: что покупал, с кем общался, как себя чувствовал. Большие данные позволяют влиять на политику и настраивать на покупку определенных товаров. В МТС уже сейчас подтверждают: как только был проведен анализ собранных данных, банк компании увеличил выдачу кредитов более чем на 100%.

Регулирование. Четко законодательно сфера пока никак не регулируется, но начиная с 2016 года суды признают неправомерным использование профиля человека (пусть даже анонимизированного), позволяющего определить его взгляды, предпочтения и другие характеристики, если человек не был поставлен в известность. Это означает, что партнерам придется поменять пользовательские соглашения, включив в них пункт о передаче данных в единую систему и указав цели такой передачи, а также предоставить возможность человеку отказаться от некоторых предложений (например, рассылке по почте). 

Узнайте больше. Большинство данных мы отдаем компаниям не через подписанные бумаги, а при скачивании обычных приложений на смартфон. Недавно мы изучили топ-100 российского Google Play Store, чтобы понять, какие приложения собирают больше всего пользовательских данных и даже передают их десятку других компаний. Об этом читайте.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора