Блокадный Ереван и… все армянские дороги
Армяне «ставят» на Иран?
Особо отмечено, что Пашинян (на фото):
Также они обсудили и реализацию ряда региональных проектов с участием двух стран и косвенно возможность деблокады армянских магистралей, по которым могут пойти грузы из Ирана. Хотя никаких официальных документов в ходе переговоров по решению этих вопросов не было подписано.
Насколько сейчас реально оперативное снятие блокады транспортных маршрутов на юге Закавказья в Турцию?
Это никто пока оценить не в силах – слишком свежа память о Нагорном Карабахе. Пути-то есть – и через Армению, и в Иран через Нахичеванский регион Азербайджана. Но, похоже, задача их использования лишь теоретически обозначена всеми сторонами.
Во внешнеторговом транзите России и в международном грузовом транзите – через РФ и Закавказье – сделана ставка на повышение роли Турции и Азербайджана с Грузией, дружественных Анкаре. Что, в свою очередь, усилит политическую роль Турции и в регионе, и в отношениях России со всеми странами Закавказья.
Однако ещё 24 мая 2021 года в Ереване был подписан «Меморандум о взаимопонимании» между министерством экономики Армении и министерством дорог и городского развития Ирана. Этот документ примечателен нижеследующим: по данным информагентства АРКА (Ереван, от 25 мая),
В свою очередь, информагентство Jam-News (Ереван) 15 июля сделало ссылку на заявление министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада два месяца тому назад в Ереване:
Первым номером – Анкара
Но все эти планы и намерения остаются теоретическими.
Дело в том, что железнодорожная артерия БТК: Карс – Ахалкалаки – Тбилиси – Баку (Турция – Грузия – Азербайджан), действующая с 2017 года, вышла к 2021-му за пределы региональной значимости: в направлении на Россию.
Напомним, наша страна является участницей договоренностей 2020 года о разблокировании стальных магистралей на Юге Кавказа, в том числе и транзитных. А именно: в Анкаре 6 мая 2019 года главы железнодорожных администраций России, Турции и Азербайджана подписали соответствующий трёхсторонний меморандум.
Он предусматривает совместные действия для обеспечения регулярных железнодорожных перевозок по маршруту БТК, включая установление экономически обоснованных льготных тарифов и привлечение новой грузовой базы (к документу в конце 2019 года присоединилась Грузия).
Что касается транзитной альтернативы в Южном Закавказье, то, по оценкам «International Alert» и ряда российских профильных экспертов (), восстановление «Закавказского Транссиба» – турецко-армяно-азербайджанского железнодорожного коридора Карс – Гюмри – Ереван – Нахичевань – Джульфа – Мегри – Минджеван – Горадиз – Алят – Баку (проходит вблизи границ с Турцией и Ираном) – обойдётся минимум в 430 млн долларов.
Из этой сумм на восстановление участков в Азербайджане требуется до 280 млн долларов, Армении – свыше 115 млн, Турции – около 55 млн. Эти цифры включают расходы на восстановление транзитного погранперехода Джульфа азербайджанская – Джульфа иранская.
То есть, оставляя за скобками известные проблемы Армении с Азербайджаном и Турцией, разблокирование южно- и транскавказских стальных магистралей в этом регионе упирается ещё и в финансирование восстановительных работ.
Армения – даже не вторым
В то же время маршрут БТК – реально действующий. И, скорее всего, российской стороне выгоднее «наращивать» его использование, чем вкладываться – пусть и частично – в упомянутые восстановительные расходы.
Может, именно поэтому не предпринимается до сих пор никаких «коллективных» мер по отмене уже почти 20-летней турецкой транспортной блокады Армении?
Тогда каковы же реальные перспективы железнодорожного коридора РФ – Азербайджан – Иран вдоль каспийского побережья? Тем более что создание здесь соединительного азербайджано-иранского участка (Астара – Решт) – всего лишь около 100 км, застопорилось с 2020 года?
Во всяком случае, упомянутое железнодорожное соглашение 2019 года с российским участием по использованию БТК предопределяет такие вопросы. Те же вопросы обусловлены и разъяснениями первого замдиректора ОАО «РЖД» Сергея Павлова для центрального турецкого информагентства Аnadolu 17 февраля:
Схожую оценку перспектив БТК высказал в турецкой Star (Стамбул) 10 апреля 2021 года Адыль Караисмаилоглу, министр транспорта и инфраструктуры Турции:
По предварительным оценкам того же турецкого ведомства, грузовой транзит в Россию, а с в 2022 году – и в страны Центральной Азии, будет в обоих направлениях – основным транзитным товаропотоком по БТК.
Тем временем менее протяженный железнодорожный маршрут РФ – Турция – через азербайджано-армянский участок Акстафа – Иджеван, около 50 км, – поныне не разблокирован. При том, что до 90 % закавказской протяженности этой магистрали сегодня в рабочем состоянии.
Судя по всем признакам, «транзитная» (только ли транзитная?) зависимость России от Турции, Грузии и Азербайджана только усилится.
А деблокада Еревана – реальное разблокирование железных дорог в Южном Закавказье будет, скорее всего, отложено. Под предлогом того, что так и не урегулированы политические вопросы в «треугольнике» Турция – Армения – Азербайджан.
- Автор: Алексей Чичкин, Алексей Подымов
- Использованы фотографии: rzda.ru, imgs.stargazete.com, vestikavkaza.ru, cdn1.img.sputnik-abkhazia.info
Лента новостей
- Стоимость алюминия, меди и палладия обновила исторический максимум
- Вице-премьер Украины сказала, что украинцы не будут эвакуироваться в Россию
- AliExpress рассказал о дальнейшей работе с картами Visa и Mastercard
- США нашли способ покупать российскую нефть в обход санкций
- Украинские боевики беспорядочно минируют дома и улицы в Мариуполе
- Киевские силовики задержали паралимпийского чемпиона РФ и Украины — за освобождение требуют выкуп
- Борис Джонсон отгородил Великобританию и НАТО от ситуации на Украине
- Россельхознадзор предлагает разрешить 15 предприятиям Грузии поставлять молочную продукцию
- В Киеве убили члена украинской делегации в переговорах с Россией
- Украинскими диверсантами взорванжелезнодорожный мост на границе с ПМР