Церковный раскол на Украине: умножение конфликтов и обрушение традиций

ИА Красная Весна Религия и политика 87
«Автокефалия убивает православие»
Сергей Кайсин
Конфликт между православными церковными структурами не только разрастается, но и становится всё более запутанным. Амбициозные планы главы Константинопольского патриархата, пытающегося создать православный аналог Римской курии, уже запустили множество деструктивных процессов. Старые конфликты и пригашенные противоречия в некоторых регионах обрели «второе дыхание».

Текст послания, адресованного главе Константинопольского патриархата Варфоломею, направленного по указанию Священного синода Албанской церкви, 8 марта опубликовал ресурс «Союз православных журналистов».

В качестве непосредственного автора данного документа выступил архиепископ города Тирана Анастасий, возглавляющий Албанскую церковь.

В тексте послания албанские православные иерархи напомнили патриарху Варфоломею о причинах церковного кризиса на Украине. Руководство Албанской церкви испытывает «основательные сомнения» в том, что высокостатусные клирики недавно созданной структуры «Православная церковь Украины» (ПЦУ) имеют законные полномочия руководить жизнью украинского Православия. Более того, под вопросом находится их право носить духовный сан.

В качестве примера такой сомнительности назван глава ПЦУ митрополит Епифаний (в миру Сергей Думенко), в прошлом секретарь Киевского митрополита Филарета.

Основным же источником сомнений для руководства православного сообщества Албании является, конечно, киевский владыка Филарет, в свое время лишенный сана, отлученный от церкви и преданный анафеме. И хотя санкции на Филарета были наложены руководством РПЦ, «действия эти были признаны всеми автокефальными Православными Церквами». В документе, направленном из Тираны в резиденцию патриарха Варфоломея, киевского владыку-раскольника обозначили как «господина Филарета Денисенко (основного зачинателя украинского церковного кризиса)».

Проблема заключается в том, что важные обряды, проведенные лицом, «изверженным из сана, отлученным и анафематствованным», не считаются подлинными религиозными Таинствами. Архиепископ Анастасий, окормляющий албанских православных, убежден: «Этим принципом пренебрегать недопустимо».

Это означает, что многие представители Киевского патриархата утрачивают право на духовный сан, если в этот сан их возвел Филарет, преданный церковному проклятью — анафеме.

Например, Сергей Думенко, известный ныне как митрополит Епифаний, сделавший в рекордно короткие сроки головокружительную церковную карьеру, превратившийся благодаря Филарету постепенно «в диакона, священника и, наконец, во епископа, ныне митрополита».

Албанский архиепископ заявляет, что признанные Константинополем подлинными «епископские и иерейские степени», полученные от раскольника Филарета, приведут к возникновению тяжелейшего конфликта. Такое признание идет вразрез с древними каноническими правилами.

Несмотря на явное нежелание конфликтовать с владыкой Фанара — Варфоломеем, и упреки в адрес РПЦ за слишком жесткую позицию по Украине, Священный синод Албанской церкви вынужден обратить внимание на вопиющее нарушение древних правил.

Отметим, метод, настойчиво рекомендуемый архиепископом Анастасием, это всеобщее собрание представителей православных церквей «Всеправославный Синаксис или Собор». Это мероприятие необходимо провести как можно скорее при самом широком составе участников. Оно примет решения, которые помогут устранить «опасность болезненной схизмы», то есть угрозу множественных расколов, с которыми столкнутся многие автокефальные церкви. Такой кризис уже постучался в двери одного из древних православных сообществ.Антиохийская православная церковь стоит перед перспективой разделения на сирийскую и ливанскую части.

Однако православные церковные структуры самых разных государств так или иначе будут вынуждены реагировать на действия владыки Фанара. Сложившаяся ситуация не оставляет иного выхода.

На сайте иерарха УПЦ, митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана (Елецких Анатолий Иванович) 8 марта было опубликовано высказывание сербского протоиерея Миладина Митровича, представляющего НПО «Восточноевропейская правозащитная группа». Протоирей Митрович заявил: «Украинская власть, игнорируя нормы международного права и свободу выбора верующих, продолжает принуждать православных христиан переходить в другую конфессию». К этому привели действия «патриарха Варфоломея по созданию в Украине новой церковной структуры».

Отметим, церковная смута на Украине происходит при непосредственном участии людей, чьи поступки вызывают множество вопросов. Так, 3 марта ресурс «Союз православных журналистов» рассказывал о захвате храма, принадлежащего УПЦ Московского патриархата. Храм, расположенный в селе Гнездычно Тернопольской области, был взят под контроль представителями Киевского патриархата при помощи радикалов из организации «Правый сектор»‌ (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

Отметим, у истоков данной националистической структуры стоял очень хорошо известный на Украине Дмитрий Ярош. Этот политик открыто заявлял о своих конфессиональных предпочтениях: «бути християнином і конфесiйно-визначенним греко-католиком» (христианином и конфессионально-определившимся греко-католиком).

К настоящему моменту Ярош вышел из рядов основанной им организации и основал не менее радикальные структуры: политическую под названием «ДИЯ» и военизированную «Украинскую добровольческую армию».

Однако развитие карьеры Яроша не мешает его бывшим соратникам проявлять активность в ходе межконфессиональных конфликтов. Но, как отмечают представители СМИ, активисты «Правого сектора»‌ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), вмешиваясь в конфликты между церквями, демонстрируют крайнее религиозное невежество. С этим столкнулись рядовые прихожане и представители духовенства УПЦ в Виннице во время дискуссии с националистами, убеждавшими священников и мирян перейти в недавно созданную ПЦУ. Подробности инцидента осветил один из YouTube-каналов. Члены «Правого сектора»‌ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), как оказалось, не знали «Символа Веры», не смогли прочесть такую короткую молитву, как «Отче наш». К тому же, представляя себя в качестве православных христиан, они не имели нательных крестов. Для адептов православия это выглядит по меньшей мере странно, но нормам православной духовности пробандеровских экстремистов, видимо, вполне отвечает.

От этого происшествия вполне можно было бы отмахнуться как от нелепости, если бы данный случай не стоял в ряду других странных явлений.

5 марта 2019 года информационный ресурс «Союз православных журналистов», внимательно отслеживающий ситуацию на Украине, сообщил об очередной попытке сторонников Киевского патриархата отнять храм, находящийся в веденье УПЦ. Инцидент произошел в Житомирском районе в селе Сингуры. Такие происшествия, к сожалению, вполне привычны для сегодняшней Украины, но на этот раз обнаружилась оригинальная деталь. Инициативную группу, выдвинувшую претензию на обладание храмовым сооружением, возглавляла дама, объявившая себя настоятелем новой общины.

Напомним, настоятель православной общины — духовное лицо, обязан быть священником, согласно очень древним правилам, унаследованным со времен Ветхого Завета. Эта должность может заниматься исключительно лицами мужского пола. Нарушать эти установления до сих пор решались религиозные сообщества, радикально порвавшие с многовековой христианской традицией.

Произошло еще одно событие, на которое также необходимо обратить внимание. В видеосюжете, опубликованном 5 марта YouTube-каналом BBC News Україна, зрителям была предоставлена возможность ознакомиться с интервью митрополита Епифания этому агентству.

Напомним, Епифаний, который возглавляет религиозную организацию ПЦУ, помимо ранга митрополита имеет степень доктора богословия и занимал должность ректора Киевской православной богословской академии УПЦ КП. В данном образовательном учреждении митрополит является профессором кафедры библейских и филологических дисциплин.

Особенность произошедшего в том, что в ходе беседы с журналистами иерарх произнес фразу: «Есть даже такая поговорка: „Дух дышит там, где хочет“».

Обратим внимание, верующие, принадлежащий к любой из ветвей христианства, знают, что фраза: «Дух дышит там, где хочет», не является поговоркой. Она присутствует в тексте Евангелия, эти слова составители священных текстов приписывают Иисусу Христу.

Возникает закономерный вопрос: глава ПЦУ не обладает знанием священных текстов даже на уровне рядовых прихожан? Данный инцидент емко прокомментировал глава Польской православной церкви митрополит Савва. «Союз православных журналистов» приводит слова руководителя православного сообщества Польши в материале от 8 марта. Митрополит Савва, говоря о главе ПЦУ, называет его«светским молодым человеком, которому причинили большой вред, когда его назначили митрополитом».

Отметим, Фанар очень заинтересован в признании законности своих действий, и с этой целью ведет переговоры с руководством православных церквей в различных странах.

В отличие от синода в Албании, критически воспринявшего события на Украине, высшее руководство Элладской, то есть Греческой церкви, пока затрудняется ясно сформулировать свое отношение к событиям церковной жизни на Украине.

По информации ресурса «Союз православных журналистов» (СПЖ) от 7 марта 2019 года, глава данной церкви архиепископ Афинский Иероним II заявил: «Мы обсуждали украинский вопрос, но мы еще не подошли к концу». Для выработки окончательного решения «проводятся заседания компетентных комитетов». Что ж, в конце концов, некоторые религиозные споры велись веками. Но ведь в данном случае суть происходящего — не настоящие религиозные разногласия, а разбой.

Как утверждают авторы материала СПЖ, ссылающиеся на своих греческих коллег из агентства «Ромфея», Элладская церковь и Константинопольский патриархат накопили массу взаимных претензий. Однако в ситуации, когда внутренняя жизнь Греческой церкви может осложниться серьезным конфликтом, руководящие иерархи стремятся избежать углубления кризиса в отношениях с патриархом Варфоломеем, имеющим свои рычаги воздействия на внутрицерковные неурядицы в Элладской церкви.

Вот один из примеров. Как сообщал 8 марта все тот же «Союз православных журналистов», к главе Константинопольского патриархата обратились представители этнических македонцев, проживающих на территории Греции. Инициаторы обращения добиваются того, чтобы «в регионах Греции», где компактно «проживают православные христиане-македонцы», имеющие греческое гражданство, важнейшие церковные службы проходили «на современном македонском языке».

Напомним, македонцы — славянский этнос, очень близкий по культуре и языку к болгарам. Представители этого народа, проживающие на территории Греции, обвиняют высокопоставленное духовенство данного государства в причастности к политике насильственной ассимиляции.

Греческих иерархов не может не настораживать появление главы Константинопольского патриархата в качестве арбитра во внутреннем церковном конфликте. Патриарх Варфоломей известен своими амбициозными планами превращения стамбульского квартала Фанар, где расположена его резиденция, в православный аналог Ватикана. Варфоломей не склонен помогать в обретении независимости каким-либо церковным организациям. Владыка Фанара стремится превратить поборников автокефалии в своих подчиненных, а церковные организации, которые они представляют, становятся частью Константинопольского патриархата. Примером такого подхода стала украинская религиозная структура — ПЦУ, которая не обрела автокефалии, то есть статуса независимой и самостоятельной церкви. Созданная с нарушением важных церковных канонов структура является «церковной провинцией» Константинопольского патриархата, руководство которой утверждает Фанар.

К сожалению, в сложившихся на сегодняшний день обстоятельствах относительно небольшие внутренние проблемы поместных церковных организаций быстро становятся очень запутанным клубком острых противоречий. Очередной зоной конфессионально-политического конфликта может оказаться территория Молдовы, прилегающие районы. Ситуация в этом регионе будет описана отдельно, здесь свои интересы отстаивают РПЦ, и православная церковь Румынии. В этот конфликт вовлечены местные радикальные структуры, и, как это уже бывало неоднократно, свои позиции пытается укрепить Фанар.

***

На этом фоне весьма занятно игнорирование всеми религиозными деятелями  совершенно очевидного и самого главного факта — превращения Украины в бандеронацистское логово (ред. НЖ).

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора