Евгений Ямбург: «Портфолио – вещь симпатичная, но я не верю, что оно заменит ЕГЭ»

Наталья Иванова-Гладильщикова Альтернативное мнение 27

Евгений Ямбург ©фото из личного архива

20 лет назад в российские школы внедрили ЕГЭ. Не критиковал его только ленивый: и за вопросы с выбором ответа (какого цвета было платье Наташи Ростовой, как звали лошадь Вронского), и за то, что задания сливали в сеть. Но время шло, критика делала свое дело, и с ЕГЭ начали происходить перемены. В итоге он стал более или менее сносным.

И тут началась лавиноопасная кампания по его отмене. 9 октября 2020 года Партия роста, которую возглавляет бизнес-омбудсмен Борис Титов, предложила заменить ЕГЭ цифровым портфолио, в котором будут собраны все результаты учебы ребенка с дошкольного возраста до магистратуры. 23 ноября 2021 года председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин выразил мнение, что Единый государственный экзамен надо отменить, ведь он является настоящей пыткой для молодежи. А завершилось все уже в декабре 2021-го, когда глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил о необходимости альтернативы ЕГЭ: «Мы прорабатываем идею поступления в вуз по портфолио, когда все достижения – учебные и нет – суммированы в один «файл». Произойти это может к 2030 году. Мы спросили, что думает по этому поводу директор Центра образования № 109, академик РАО Евгений Ямбург.

– Евгений Александрович, предложение Анзора Музаева было сделано достаточно осторожно: возможно, к 2030 году ЕГЭ заменит портфолио. Но тем не менее мысль прозвучала.

– Да, сделано это было аккуратно. Но самое смешное заключается в том, что, как говорил Горбачев, процесс этот пошел достаточно давно. Портфолио в переводе с иностранного языка – портфель личных достижений. И накопление этих достижений происходит уже начиная с детского сада. В дошкольном стандарте образования есть понятие «проектная деятельность». Малыши, естественно, не понимают, что это значит. Но воспитатели знают, что это – приобщение к исследовательской деятельности: дети снимают мультфильмы, сочиняют сказки, уже сегодня пятилетние малыши работают с 3D-ручками, ходят в инженерный класс старшей школы. И это всё – их личные достижения.

– Это в вашей школе так. А в далекой провинции едва ли.

– Нет. У меня есть филиалы: это клинические школы для чрезвычайно больных детей, и поверьте, что всё, о чем я говорю, в них происходит. Многие бабушки и дедушки недоумевают, когда девочки и мальчики надевают колпачки, халатики и делают на кукле операцию (вырезают аппендицит). Но это очень полезное дело.

И еще: образование становится вариативным. И в этих условиях портфолио дает дополнительные баллы к ЕГЭ. Если это медицинский вуз, то в специальном центре будущие медики приобретают квалификацию «младшая медицинская сестра». И это дает дополнительные 4–5 баллов при поступлении туда. Если это спортивный вуз, то бонусные баллы гарантирует золотой значок ГТО.

Портфолио – вещь очень симпатичная, и она должна развиваться. Но я не верю, что оно заменит ЕГЭ. По одной простой причине: мы не умнее и не глупее всего мира, и понимаем, что ЕГЭ – это независимая оценка. Не сама школа оценивает, это взгляд извне.

– И все-таки ЕГЭ – оценка академических знаний. А глава Рособрнадзора сказал: «Класса с шестого ребята уже будут «копить» свои достижения. Это будет совершенно другая мотивация: планомерно набирать баллы за различные соревнования или занятия – волонтерство, занятия спортом, творчеством, – достижения, которые потом дадут им право поступать в высшие учебные заведения». Волонтерство – это, конечно, прекрасно, но какое это имеет отношение к поступлению на мехмат, например?

– ЕГЭ оценивает не только академические достижения. Я сам получал советское образование. Тогда по математике давались очень прочные академические знания, и это было здорово. Но когда мы стали проигрывать международному сообществу, то поняли: применить все это в изменившихся обстоятельствах наши дети не умеют. Поэтому ЕГЭ сегодня не только проверка академических знаний, но и проверка компетенций, без которых знания складируются на полках памяти и забываются.

– Я хочу сказать о том, что ЕГЭ – это не проверка спортивных достижений и волонтерской деятельности, которые будут отмечены в портфолио, это все-таки оценка школьных знаний.

– Это сообщающиеся сосуды. Ведь тот, кто поступает в медицинский, потом занимается волонтерством. А если он был волонтером в школьные годы, это тоже свидетельство профессионального призвания. Или: даже в детском саду, если девочка падает в обморок при операции аппендицита на кукле, не надо ей идти в медицину.

– И все-таки вы за ЕГЭ или за портфолио?

– ЕГЭ тоже претерпел большие изменения. Когда это начиналось, я, как гуманитарий, был горячим его противником. Меня в бешенство приводила угадайка: выбрать из трех ответов правильный. Например, любил ли Онегин Татьяну? И было три ответа: да, любил, нет, не любил и – когда как. Это вызывало смех и горечь. Так вот, угадайка эта снята. Ее уже нет.

В ЕГЭ по истории и литературе появилось эссе. Например, чтобы написать эссе по истории, надо ее представлять стереоскопически. Соотносить, что происходило в истории в одно и то же время. Нельзя давать однозначные идеологически ответы. Вы можете обсуждать факты, приводить разные точки зрения. Это уже шаг вперед. В качестве необходимого бонуса появилось сочинение: без зачета по нему к ЕГЭ не допускают. В экзамене по английскому языку возникло аудирование. Через год по литературе появится говорение.

– Зачем тогда отменять ЕГЭ?

– А теперь вернемся к самому началу. У нас же каждый хочет вставить свои пять копеек. И депутаты, и министры, и даже силовики. Ну вот, Бастрыкин заявил о том, что нужно возвращаться к советской школе. Можно подумать, что у него все проблемы решены с оргпреступностью, с наркотрафиком и т.д. Причем интересно, где он это заявил. В МГУ, где сам преподает правоведам. А профессора МГУ об отмене ЕГЭ только мечтают (ведь теперь нет курсов подготовки к поступлению в МГУ, где многие из них зарабатывали деньги, нет репетиторства). ЕГЭ же выполняет важнейшую социальную функцию. Огромное количество ребят не могут приехать на такие курсы подготовки, оплатить репетитора. И ЕГЭ для них – социальный лифт. Прежнее же поступление я считаю завуалированной формой взятки.

Бастрыкин говорит о психологическом напряжении, стрессах при сдаче ЕГЭ. Но я учился при советской власти. Мы сдавали восемь экзаменов в школе и четыре при поступлении в вуз. Разве это не было психологическим напряжением? Так что приходится маневрировать между этими популистскими высказываниями наших политических деятелей. Этим я объясняю заявление главы Рособрнадзора о поступлении в вуз по портфолио в тридцатом (!) году.

Я считаю, что нельзя образованием управлять так – газ-тормоз, как плохой шофер. Вылетим сразу на обочину. Разумеется, в ЕГЭ много несовершенных вещей, и лучшее – враг хорошего. Но дайте нам, профессионалам, работать. И пусть сапожник тачает сапоги, а пирожник печет пироги. Поэтому паники у меня нет никакой.

– Противники идеи портфолио говорят о том, что, если она восторжествует, это поставит в неравные условия многих детей. Тех, кто живет в мегаполисах, и тех, кто обитает в маленьких городках и селах. Там нет кружков, курсов, спортивных секций…

– В нацпроекте «Образование» выделены большие деньги на скоростной интернет в школах. В каждой деревне и в маленьком городке. Чтобы дети из далекого села могли «пойти» в Лувр, в Эрмитаж.

– Они если и выделены, то этого пока нет.

– Это очень большие средства, и все будет сделано в сжатые сроки. Например, в сельских школах Волгоградской области быстрый интернет в школах уже есть. Правда, во многих других местах в период локдауна детей на телегах подвозили к вышкам МТС, чтобы они получали задание. Вот это – безобразие и неравенство. Информационное. А что касается кружков, то они могут проходить и онлайн. Ничего трагического я в этом не вижу.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора