Фантик без конфетки — детки, это вам

Любовь Донецкая СНЖ Альтернативное мнение 241

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Почти год назад президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект об укреплении воспитательной составляющей в системе образования с целью «формирования у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества». Забота о подрастающем поколении базируется на Конституции, которая после поправок и изменений гласит: «государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также уважения к памяти защитников Отечества и старшему поколению». Предполагалось, что система начнет работать с 1 сентября 2021 года, и уж тогда российские школьники в полной мере проникнутся вожделенными патриотизмом и гражданственностью, с которыми пока (как намекает указанный законопроект) не очень получалось.

Несмотря на видимость того, что до этого момента дети были предоставлены сами себе, и, как в известной сказке их воспитывали «когда папа Карло, а когда никто», государство не спускало бдительного взора со школьников. И поскольку социалистическую идеологию ельцинско-путинские либералы с возмущением отринули, а ничего своего не создали, патриотическое воспитание молодежи по сути свелось к возобновлению ранее наработанных советских методик, использование которых в современных условиях неизбежно вылилось в имитацию бурной деятельности без смысловой нагрузки. В данной ситуации можно только пожалеть педагогов, которые в идеологическом вакууме пытаются передать детям память о героях Великой Отечественной войны, о достижениях и завоеваниях Советского Союза, привить принципы коллективизма и взаимовыручки.

Из-за отсутствия идеологии в стране даже самые, на первый взгляд, благие воспитательные мероприятия выглядят крайне беспомощно. Чему должны научить детей такие квесты как, например, «пройти лес на лыжах, как партизаны», «съесть отравленный суп, как пионерка-герой, отравившая немцев», «вообразить себя на месте голодающих в блокадном Ленинграде»? Или фильмы-новоделы о войне, рассчитанные на молодежную аудиторию, в которых напрочь вытравлены понятия Родины, товарищества и долга? Посмотрел школьник тот же фильм «Зоя» и что из него вынес? Что юная героиня погибла «за брата Шурку, за маму, за трамвайчик, за булочку»?

И вот старательный и добросовестный современный российский школьник ходит по лесу как партизан, пытается представить себе страх, боль и мужество блокадников, и думает: «Какими странными людьми были наши предки. Неужели все эти подвиги и лишения были ради каких-то булочек?» Соответственно, и отношение к героизму и жертвам советского народа формируется у подрастающего поколения, мягко говоря, сдержанно-недоумевающее. Но виноваты в этом не педагоги, не родители и не дети, а государство, которое годами предлагает молодежи яркий фантик-пустышку вместо конфетки, а потом удивляется: почему же наши дети его не едят?

Отдельно взятые нелюбители Советского Союза резвятся на пепелище, в которое превратилось патриотическое воспитание: мол, до чего смешно и нелепо выглядят всевозможные «Зарницы»-лайт, ползания в противогазе и маршировка под воинственные песни.  При этом сами они в вопросах формирования гражданственности оказались на удивление бесплодными и способными лишь осмеивать то, над чем впору если и не плакать, то крепко и серьезно задуматься.

Любой человек знает и понимает по собственному опыту, что формализм «для галочки», лишенный смысла и содержания, у ребенка вызовет разве что отторжение и стыд за взрослых людей, которые с умным видом занимаются ерундой. Помните прекрасную книгу В. Пановой «Сережа» и любимый многими эпизод с участием дяди Пети:

Однажды, сидя на террасе с мамой, — Коростелева не было, — дядя Петя подозвал Сережу и дал ему конфету, большую и редкую — «Мишка косолапый». Сережа вежливо сказал: «Спасибо», развернул бумажку, а в ней ничего — пустышка. Сереже стало совестно — за себя, что поверил, и за дядю Петю, что тот обманул. Сережа увидел, что и маме совестно, она тоже поверила…

— Гы-гы-гы-гы! — засмеялся дядя Петя.

Сережа сказал не сердито, с сожалением:

— Дядя Петя, ты дурак?

Именно так выглядят потуги современных российских государственников втюхать молодому поколению патриотическое воспитание, в котором нет идеи, нет идеала, нет ценностей, а есть только имитация некой невразумительной гражданственности и формально-казенное уважение к памяти защитников Отечества. Да и как может быть по-другому? Обычная российская учительница, задерганная руководящими циркулярами и ценными советами «денег нет — идите в бизнес» — что она в силах преподать даже при всем желании?

Если сам президент В.Путин заявил, что «у нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея. Она не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии. Это связано с общим объединяющим началом. Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной», то как выкручиваться рядовому педагогу, который своим образом жизни представителя среднего класса с доходом 17 тысяч рублей в месяц должен ярко демонстрировать учащимся «привлекательность и эффективность страны»? И если у взрослых теть и дядь в голове либо идеологическая каша, в которой чудесным образом уживаются «Бессмертный полк», задрапированный Мавзолей, уважение к ветеранам войны, мечтающим о том, чтобы хоть под конец жизни позволить себе центральное отопление и памятные доски Маннергейму, либо вообще пустота, то чего можно ожидать, хотеть и тем более требовать от детей?

Есть в РФ такая патриотическая организация под названием «Юнармия», в которую планируется привлечь к 2030 году 3,25 миллиона детей (сейчас в «Юнармии» числится  775 тысяч человек). В ней школьниками осваиваются азы начальной военной подготовки, а также развиваются «лидерские навыки» и «технические компетенции». Из этого набора слов лично мне понятны только «азы НВП», а с чем едят «навыки и компетенции», и какое отношение они имеют к патриотизму, я понятия не имею. Можно до посинения пересаживать на современную либеральную почву советские методики воспитания, перемежая их новомодными словечками, и вбухивать в это заранее обреченное на провал дело народные миллионы, но все подобные мероприятия так и останутся несъедобными фантиками, пустышками, за которые стыдно и грустно.

Профессор В.Э. Багдасарян в своем труде «Десять составляющих методологии патриотического воспитания» совершенно справедливо указывает: «Патриотизм связан всегда с какой-то идеологией. Любовь к Родине — высокое чувство само по себе — укладывается всегда в какую-либо семантическую матрицу. Соответственно, эта матрица должна быть сформирована. И задача, таким образом, состоит в соединении патриотизма с большими, объединяющими общество смыслами. В СССР говорили не просто о патриотизме, а о социалистическом патриотизме и о социалистической Родине. В Российской империи в качестве патриотических девизов использовались формулы «С нами Бог» или «За Бога, Царя и Отечество». Патриотизм увязывался, таким образом, с православным монархизмом. Американский патриотизм соотносится с американизмом и опирается на идею богоизбранности США… Национальной идей патриотизм может быть заявлен абсолютно в любой стране мира. Нужна такая идея, которая имеет российскую специфику, отличает Россию от других государств мира».

А что может такого специфически выдающегося предложить подрастающему поколению путинская РФ, сознательно лишенная идеологии? Барыжные и социал-дарвинистские принципы вроде «бедный не может быть свободным» и «государство не просило вас рожать»? Последняя «скрепа», наследие Советского Союза, которая пока объединяет общество — Великая Победа, и та уже трещит под напором «булочек и трамвайчиков». А высказывание нацлидера «если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан» выглядит не менее откровенным стебом над собственными гражданами, нежели афоризм его сменщика «денег нет, но вы держитесь, хорошего вам настроения и здоровья».

Можно сколько угодно злорадствовать по поводу «советского карго-культа» в вопросах патриотического воспитания, но за тридцать лет ельцинско-путинские эффективные менеджеры не оказались в состоянии предложить российской молодежи что-либо иное, продолжая паразитировать на «Зарницах» и смотрах строя и песни. И если общество не очнется от морока сладкогласых сирен, лицемерно распевающих о «патриотизме и гражданственности», не объединится мирно и законно вокруг проекта Конституции, предложенного стране профессором С.С. Сулакшиным, в котором (почувствуйте разницу с путинским самоустранением от проблемы «государство создает условия и способствует», а большего не ждите) внятно, ясно, понятно и ответственно говорится, что

1. Государство обеспечивает нравственное и духовное воспитание граждан России в соответствии с высшими ценностями России.

2. Посредством взаимодействия государства, системы образования, семьи, трудового коллектива, общественных объединений, религиозных объединений, армии, пенитенциарной системы, а также с помощью средств массовой коммуникации, наружной рекламы обеспечивается принцип целостности воспитания на протяжении всей жизни человека.

3. Государство обеспечивает нравственное и патриотическое воспитание молодежи.

то нас всех ждут лихие времена, потому как на фантиках и суррогатах долго не протянуть. И если патриотизм путинского разлива учит молодежь тому, что жить надо лучше, а страна должна быть привлекательной, то можно не сомневаться, что подрастающее поколение несмотря ни на какие «юнармии» очень быстро сообразит, в какой такой привлекательной стране (или странах) сейчас жить хорошо. И выбор его падет, увы, не на Россию.

Любовь Донецкая, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора