Еще с глубокой древности, Индия, как многообразная палитра всевозможных языков и культур, тесно переплетающихся между собой, традиционно представляла повышенный интерес у всего остального мира, являясь для большинства государств и народностей — непостижимой загадкой мироздания. В разное время туда совершали походы величайшие воины-завоеватели современности от Александра Македонского до Тамерлана, в попытках найти разгадки глубинных тайн зарождения древнейших цивилизаций, с целью обретения подлинных истин и смыслов бытия.
Принято считать, что современная Индия берет свое начало с расцветом империи Великих Моголов. Одновременно с этим, начиная с XVI века ряд европейских стран: Португалия, Нидерланды, Франция и Великобритания, под предлогом установления торговых связей с Индией начинают ожесточенную борьбу за колонизацию её территорий. Победу в которой одерживают англосаксы в 1858 году.
С этого момента Британская корона почти на столетие получает во владение эти уникальные, мистические земли, раскинувшиеся в самом центре Южной Азии. Умело впоследствии играя на внутренних противоречиях в регионе, связанных с феодальной раздробленностью Индии, а также с конфликтами и разногласиями возникающими, как между различными княжествами (коих насчитывалось около шести сотен), так и между разными социальными и религиозными группами, используя старый добрый принцип правления «разделяй и властвуй». Пока, наконец, устав от тоталитарного гнета англосаксов, разобщенное доселе население Индии поднимается на борьбу против британского колониального правительства.
В 1920 году возникает первое национально-освободительное движение, одним из лидеров которого становится Махатма Ганди. И именно семье Ганди суждено будет сыграть одну из ключевых ролей в обретении Индией своей независимости, а также в осуществлении в дальнейшем первых демократических реформ на её территории. Вместе с тем, условно бескровный уход Британской империи с индийского субконтинента был обусловлен не только развернувшейся борьбой местного населения за независимость. Первоочередная причина – это экономическое бремя WWII.
Весной 1945 года британский премьер-министр Уинстон Черчилль кратко охарактеризовал положение своей страны словами: «Триумф и трагедия». Под этим величавым определением подразумевались в т.ч. и колоссальные людские потери, рост госдолга, падение водоизмещения торгового флота. В основных отраслях экономики наблюдалась стагнация. В результате Второй Мировой Войны, Британия потеряла примерно четверть национального богатства. Уменьшился выпуск промышленной продукции и объём внешней торговли.
Впрочем, и уйти просто так, не оставив после себя «привычного наследия» англосаксы не могли, предварительно разделив некогда подконтрольную им территорию по религиозному признаку, тем самым породив конфликт между, собственно, Индией и мусульманским Пакистаном на века.
Что предсказуемо, с обретением в 1947 году независимости вылилось в череду межрелигиозных, межэтнических раздоров и распрей. Так, в результате разделения Пенджаба и Бенгалии вспыхнули кровавые столкновения между индусами, сикхами и мусульманами, которые унесли жизни более 500 000 человек. Разделение Индии также привело к одной из самых больших миграций населения в мировой истории — около 12 миллионов индусов, сикхов и мусульман расселились в анклавах недавно созданных государств Индии и Пакистана. И это было только начало ссоры за территориальные притязания, которая длится вот уже более 70 лет, в основе которой — лежит многоконфессиональность.
Чинар раздора – Кашмир
Однако центральным конфликтом между Индией и Пакистаном в 1947 году стала борьба за Кашмир. Это наиважнейший стратегический регион, северо-западный отросток Индии уходящий в сторону Ваханского коридора. Кашмир называют сердцем среднего Востока. Это регион из которого одинаково беспрепятственно можно добраться и до Китая и до Пакистана, пройти через Ваханский коридор и оказаться в Средней Азии, иными словами — это ключевая точка на политической карте Евразии. Отказ от притязаний на которую, будет означать для обоих государств потерю лица. Вместе с тем, это очень важная экономическая артерия, через неё проходит практически дорога жизни для Пакистана, которая связывает его с Китаем — Каракорумское шоссе. Китайско-пакистанский экономический коридор (нефть, углеводороды) в свою очередь, обеспечивает поднебесной прямой выход к персидскому заливу. Кроме всего прочего, Кашмир располагает значительными водными и рекреационными ресурсами.
Исторически, княжество Джамму и Кашмир состояло из двух частей: это индуистская часть Джамму и Мусульманская часть Кашмир. Индуистская часть была достаточно густо населена, но меньше по размеру, мусульманская же была более разрежена, но по размеру значительно больше своей противоположной части. Местный махараджа Хари Сингх был индуистом, а основная масса его подданных — мусульманами. Кроме того, он являлся противником антиколониального движения и всячески противодействовал ему. После провозглашения независимости Пакистана, а вслед за ним Индии ситуация в регионе обострилась. Махараджа до последнего придерживался идеи о том, что Кашмир должен стать независимым государством. В этом решении он видел больше политических выгод, прежде всего для себя, в стремлении удержать власть, а также получить по его мнению в дальнейшем ряд привилегий в выстраивании взаимовыгодных отношений с соседями. В результате, население (его мусульманское большинство) выступило против автократичного правления Сингха и подняло восстание, а позднее в Кашмир вторглись пакистанские вооруженные формирования. Князь бежал в Дели и предложил Индии вступление Кашмира в ее состав в обмен на военную поддержку.
Маунтбеттен (британский наместник), который еще короткое время оставался генерал-губернатором Индии, выразил согласие на такой сценарий, но потребовал позже провести в Кашмире референдум, чтобы население могло само решить вопрос вхождения в Индию или Пакистан. Плебисцит так и не состоялся.