О налогах и дискриминации

Александр Лежава Экономика 71

В прошедшие выходные довелось мне прочитать на РБК занятную статью о том, как российские законодатели в очередной раз «пекутся» о благе народа. Статья под заголовком «Кадастровый вопрос: как поменяется налог на жилье» () интересна с разных точек зрения, и на некоторых из них стоит остановиться особо. Основной лейтмотив – это как депутаты во исполнение поручения президента, чтобы граждане платили «справедливый и посильный» налог по кадастровой стоимости, «совершенствуют» налог на жилье.

Если вкратце, то вырисовывается примерно такая схема: на 10 тысяч рублей налога и ежегодный дополнительный прирост налога в 10% (1000 рублей) для подавляющего большинства владельцев квартир депутаты готовы от своих щедрот уменьшить сумму налогового платежа на 100 рублей. Это поистине широчайший жест в отношении народа со стороны этих самых народных избранников. Это касается всех тех, у кого квартиры были приобретены до 2013 года, когда еще существовала инвентаризационная стоимость, по которой и велся учет.

Для тех, у кого квартира в новостройке, приобретенной начиная с 2013 года, несмотря на более резкий рост налогов, величина налоговых платежей за них, согласно действующему закону, должна была сравняться в своем абсолютном выражении с величиной налогов, уплачиваемых владельцами более старых квартир, только в 2019 году. Предлагаемые же депутатами поправки урезают величину налогов, уплачиваемых за новые квартиры, примерно вдвое по сравнению со старыми. Если владелец квартиры, приобретенной до 2013, будет вынужден в 2019 году заплатить с учетом предлагаемых льгот 11,66 тысяч рублей, то за точно такую же новую квартиру, построенную в 2013 году, ее владелец заплатит всего 6,39 тысяч рублей. За квартиру в более старом доме с большим износом граждане будут вынуждены платить больше налогов, чем за совершенно новую. Разве это не откровенная дискриминация по возрасту?

Под видом заботы о народе депутаты заботятся прежде всего о себе любимых. Что же касается народа, то для него налоги будут только расти. Если не ограничиваться только квартирами, то достаточно вспомнить очередную в этом году инициативу властей обложить налогом на недвижимость сараи, бани и сортиры, которые будут вынуждены платить все те же самые налогоплательщики.

Достаточно вспомнить, для чего был осуществлен переход с инвентаризационной стоимости недвижимости на кадастровую. Власти посчитали, что людишки платят слишком мало налогов, и чтобы увеличить их сбор, перешли на кадастр. Но тут случилась одна неприятная незадача. Кадастровая стоимость определяется (или должна определяться) рыночной ценой недвижимости, а после кризиса 2008 года цены на нее упали, но пересматривать кадастровую стоимость недвижимости власти не стали и насчитали налоги еще по той, максимально высокой цене. В результате вместо налогов они получили множество судебных исков о том, что расчет кадастровой стоимости и, как следствие, налогов не соответствует текущей рыночной реальности.

Теперь стоит остановиться на несколько еще более общей проблеме, чем кадастровая стоимость или величина налогов за отдельно взятую новую или старую квартиру, уплачиваемые ее владельцами. Вопрос заключается в том, а нужны ли государству эти налоги с физических лиц, и может ли оно обойтись вообще без них? То, что власть хочет получить эти налоги и попилить их, сомнений не вызывает, но так ли они нужны ему, что без них она никак не проживет? Если отвечать на этот вопрос с позиций всего российского общества, то эти налоги на недвижимость государству вообще не нужны.

Для наглядной демонстрации этого достаточно всего нескольких цифр. В 2017 году без какого-либо повышения налоговой нагрузки на бизнес государство собрало на полтриллиона рублей больше по налогу на прибыль. Много это или мало? Для сравнения, по последним имеющимся данным, в 2016 году от всех имущественных налогов с физических лиц, включая налог на жилье, землю, автомобили и прочее, в бюджет поступило… 322 миллиарда рублей. Даже если за 2017 год величина таких налогов составила бы 400 миллионов, эта сумма была бы на четверть меньше только прироста налога на прибыль предприятий за прошлый год. Так что имущественный налог для граждан за 2017 год правительство вообще могло бы отменить полностью. Сделает оно это? Однозначно нет.

Тогда возникает логичный вопрос, какой смысл в этих 300 миллиардах имущественных налогов? Да, только один: продемонстрировать все более нищающему населению, кто в доме хозяин. Имущественный налог нужен государству только для одного, чтобы граждане постоянно помнили, что именно оно держит их за горло, поэтому какие-либо разговоры о «справедливых» налогах для населения бессмысленны. Налоги были и остаются средством обогащения богатых.

Можно было бы еще понять, если бы взимаемые с населения налоги направлялись на повышение благосостояния и уровня жизни наших граждан, но вместо этого, согласно бюджетному правилу, превышения налоговых поступлений размещаются не где-нибудь, а в американских государственных облигациях. А там припарковано как-никак 6 триллионов рублей, на фоне которых 300 миллиардов имущественных налогов в год, это какие-то жалкие 5% для государства или целых 20 лет без имущественных налогов для всех граждан нашей страны.

Иными словами, российское население платит имущественные налоги лишь для того, чтобы лучше жили правительство и военно-промышленный комплекс США, американские банки, промышленность и даже безработные. Просто слезы на глаза наворачиваются от столь трогательной заботы вроде как российских ветвей законодательной и исполнительной власти об американском благосостоянии. Подтверждение тому старое новое правительство, в котором бывший министр финансов не только сохранил свой пост, но и стал первым вице-премьером. На этом фоне скидка в 100 или 200 рублей по имущественному налогу от российских депутатов выглядят особенно актуальным проявлением их заботы о населении России.

 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора