Плавучий банк на просторах Волги

Алексей Волынец История 52
Пароход «Гроза»©Vostock Photo Archive

Борьба за Царицын (ныне Волгоград) стала одним из ключевых эпизодов отгремевшей век назад Гражданской войны. В сражениях за город на Волге отметились многие ключевые фигуры той войны и всей нашей истории XX века. Царицын штурмовали атаман Краснов и барон Врангель, а решающую роль на первых этапах его обороны играл сам Сталин. В 1918–1919 гг. здесь повидали всё – героизм и трусость, яростные схватки на фронте и в глубоком подполье, раскрытые и нераскрытые заговоры… Драматические эпизоды царицынской эпопеи привлекали и будут привлекать внимание как историков, так и любителей изучать прошлое.

Однако помимо военно-политической у обороны Царицына была и не менее любопытная финансовая сторона. Когда в июле 1918 г. белые армии предприняли первый общий штурм города, все еще не растраченные Гражданской войной авуары Царицынского отделения Народного банка (бывшего Царицынского отделения Госбанка Российской империи) эвакуировали на пароход «Гроза». До 1917 г. этот двухпалубный пассажирский красавец носил имя «Император Николай Второй» и лишь после Февральской революции получил новое имя. В трюмы «Грозы» тогда доставили 310 390 720 руб. 66 коп. Здесь были купюры всех образцов: старые царские, «керенки», советские дензнаки, казачьи «донские рубли» и, конечно же, царицынские городские боны. Последних насчитывалось почти на 10 млн руб.

Как многим городам и регионам бывшей Российской империи, Царицыну в те годы пришлось обзавестись своими денежными знаками. Еще в ноябре 1917 г. с берегов Волги в Петроград, где только что Временное правительство сменилось властью большевиков, ушла телеграмма управляющего Царицынским отделением Государственного банка: «За отсутствием разменных денег отделение закрыто. Городская Управа предполагает впредь до высылки денег выпустить боны». И через месяц с небольшим местные газеты сообщали обитателям Царицына: «Чтобы избежать катастрофы из-за отсутствия денежных знаков на рынке, городскому самоуправлению пришлось выпустить городские кредитные билеты. Государственный банк обязуется обменивать их на государственные кредитные билеты, как только последние будут получены из Петрограда».

Так в городе с января 1918 г. появились свои деньги номиналом от 1 до 100, отпечатанные на простой бумаге без водяных знаков и указания года выпуска. Купюры именовались «Временными кредитными билетами», крупная надпись сообщала, что они «обеспечиваются всем городским имуществом» и что «подделка преследуется законом». Украшались местные рубли гербом Царицына с двумя крестообразно расположенными стерлядями. Видимо, эти осетровые рыбы и предрекли городским деньгам плавать по Волге следующие два года.

Вооруженная борьба за город шла с переменным успехом, и с июля 1918 г. Царицынское отделение (уже включавшее национализированные местные отделения частных коммерческих Волжско-Камского, Азовско-Донского, Русского Торгово-промышленного и Царицынского купеческого банков) почти не сходило с парохода «Гроза». Все деньги и ценности хранились на пароходе, в кассах и отделениях на берегу разрешалось оставлять для текущих нужд не более миллиона рублей – весьма скромную сумму в связи с растущей инфляцией.

Хранившиеся на пароходе заранее напечатанные купюры при необходимости подписывались вручную, так же вручную при помощи набора штампов они получали индивидуальный номер и увозились на берег. Специально чтобы подписывать городские «временные» рубли – а пришлось подписать не менее 600 тыс. купюр, – на пароходе «Гроза» был назначен особый работник, расписывавшийся под бдительным надзором комиссара.

В июне 1919 г. Царицын с четвертой попытки захватили белые войска, и городской банк на пароходе «Гроза» несколько месяцев курсировал по Волге близ Саратова, продолжая снабжать деньгами красные части и местные советские власти. Это, пожалуй, единственный случай не только в отечественной, но и в мировой истории, когда вполне официальный эмиссионный центр действовал на борту корабля.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора