Приключения итальянских кредитов в России

Алексей Волынец 29.03.2020 13:58 | История 56
©De Agostini / Biblioteca Ambrosiana / AKG-Images / Vostock foto

Италия стала участником Первой мировой войны позже иных держав Европы – весной 1915 года. В те дни Россия терпела поражения, и возникновение итальянского фронта стало единственной помощью западных союзников – итальянцы оттянули на себя часть австрийских дивизий. Армия наследников античного Рима не отличалась высокой боеспособностью, но промышленность Италии занимала вполне серьезные позиции. Например, итальянцы производили на порядок больше автомобилей, чем царская Россия.

Первая экономическая сделка Рима и Петербурга с началом войны оказалась не слишком удачна – уже в 1915‑м Россия, остро нуждавшаяся в оружии, закупила в Италии полмиллиона устаревших винтовок. Это было куда больше, чем поставили тогда нам англичане и французы, но итальянские ружья оказались слишком уж стары. Возник даже дипломатический скандал, когда генерал Жилинский, представлявший Россию в союзном совете, прямо указал начальнику итальянского Генштаба, что этими винтовками «нельзя вооружить солдат, посылаемых на фронт».

Русские генералы вновь вынужденно вспомнили Италию в следующем, 1916 году – мировая война требовала всё больших поставок, а нужды фронта превосходили возможности отечественной промышленности. Тогда как итальянцы, не слишком удачливые в боях, продемонстрировали впечатляющий рост военного производства. По выпуску пулеметов, авиамоторов и автомашин они к тому времени далеко обогнали царскую Россию. Особый интерес Главного военно-технического управления Русской императорской армии вызывала автомобильная промышленность Италии, главным образом знаменитая и в наши дни фирма Fiat.

Предполагалось не только закупить машины у итальянцев, но и организовать с их помощью широкое производство грузовиков в России. Избытком свободных средств царская казна на второй год войны не располагала, сразу возник вопрос о кредитах у банкиров Италии. Показательно, что переговоры начали не дипломаты, а синдикат ведущих кредитных организаций царской империи – Русско-Азиатский, Международный, Русский для внешней торговли, Волжско-Камский, Азовско-Донской, Сибирский, Учетно-ссудный и Торгово‑промышленный банки. С итальянской стороны переговоры вел аналогичный синдикат из девяти банков во главе с одним из крупнейших в стране Credito Italiano.

Банкиры и дипломаты потратили семь месяцев на согласование позиций, контракты подписали лишь в октябре 1916 года. Россия получала от итальянцев 250 млн лир (около 95 млн руб. золотом) для закупки у «Фиата» и иных фирм необходимой продукции. В первую очередь у итальянцев закупили почти 2 тыс. авиамоторов, около 8 тыс. автомобилей и 23 тыс. полевых биноклей. Кредит выдавался под 7,5% годовых, сверх того русские банки получали от царского правительства «комиссионное вознаграждение» в 0,6% от суммы сделки.

В декабре 1916‑го тот же консорциум русских банков подписал соглашение о кредите в 65 млн лир с Banca Italiana di Sconto. Крупнейшим акционером данного банка была фирма «Ансальдо», ведущий машиностроительный концерн Италии. В ходе Первой мировой войны заводы «Ансальдо» произвели почти 90% всей итальянской артиллерии. Для России данная фирма обязалась поставить полсотни батарей тяжелых орудий к сентябрю 1917 года.

Буквально накануне революции, в январе–феврале 1917‑го, русские банкиры заключили в Италии еще ряд кредитных сделок на 150 млн лир. В итоге все наши заказы в Италии покрывались итальянскими же кредитами почти на 98%.

После февраля 1917 года Временное правительство, ободренное прежними кредитными успехами, рассчитывало занять еще порядка 800 млн лир. Однако вскоре ситуация кардинально изменилась – наблюдая нарастающий политический хаос и военные трудности России, итальянцы не только отказали в новых контрактах, но и остановили выполнение прежних. В итоге грузовиков «Фиат» в Россию поступило 20% от заказа, а авиационных моторов – не более 5%.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора

Популярное за неделю