ПОСЛЕДНЯЯ НОЧЬ «ЮЛИЯ ЦЕЗАРЯ»

Павел Кухмиров 1.11.2020 18:52 | История 41

Фото: «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь») в бассейне Map Пикколо военно-морской базы Таранто, 1930 год

Меня всегда заставляла улыбнуться фраза: «Мы никогда об этом не узнаем». Даже не самим своим содержанием, а, скорее, категоричностью. Особенно в нашей стране с непредсказуемым прошлым. Не все тайны остаются тайнами. Но некоторые из них даже после своей разгадки не теряют таинственности. И чаще всего начинают служить очень тяжёлым предупреждением на будущее.

На днях исполнилось 65 лет одной из самых загадочных катастроф, произошедших в России в ХХ веке. В ночь на 29 октября 1955 года на рейде Севастополя после мощного взрыва затонуло одно из самых мощных судов нашего флота – линкор «Новороссийск». Жертвами трагедии тогда стали 829 человек. Официальная версия о немецкой мине времён войны с самого начала не выглядела особо убедительной и откровенно смотрелась попыткой властей сказать обществу хоть что-то мало-мальски внятное. Так что же на самом деле случилось с великим кораблём? С самого начала было серьёзное подозрение в том, что причины его гибели кроются в его истории. Ведь название «Новороссийск» линкор носил только последние несколько лет своей жизни. До этого же он назывался совершенно иначе.

Он был заложен в Генуе в 1910 году и спущенным на воду в 1915-м под именем «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»). В Первой мировой войне он не участвовал, а в период Второй мировой линкор сопровождал конвои. После войны он несколько лет простоял на якоре без должного технического обслуживания в ожидании решения своей дальнейшей судьбы. И вот в 1948 году его было решено передать нашей стране в качестве военного трофея. Название «Новороссийск» было им получено в 1949 году. Он стал самым сильным кораблём Черноморского флота и одним из самых сильных кораблей в истории нашего флота вообще. Нёс боевое дежурство он до той самой последней ночи, когда в 1.30 пополуночи Севастополь проснулся от огромного взрыва.

Всегда было известно, что передача «Юлия Цезаря» Советскому Союзу была решением, которое не понравилось очень многим. И больше всего итальянцам – «Giulio Cesare» был их гордостью. Отсюда и возникла одна из главных версий его гибели. Впрочем, перечислим их все. А основных версий было пять.

1. Мина. В севастопольских бухтах они тогда не были редкостью со времен Гражданской войны. В 1941 году при наступлении немцы минировали акваторию и с моря, и с воздуха. Одни сработали ещё в период боев, другие были извлечены и обезврежены уже после войны. Позже севастопольские бухты и рейд регулярно протраливались и осматривались водолазными командами. А уже после взрыва линкора в Севастопольской бухте обнаружили еще 19 немецких донных мин, в том числе и на расстоянии менее 50 метров от места гибели линкора.

2. Торпедная атака неизвестной подводной лодкой. Было выяснено, что в ночь катастрофы рейд Севастополя никем не охранялся – сетевые ворота были распахнуты, а шумопеленгаторы бездействовали. Город оказался беззащитен. Теоретически, чужая подлодка вполне могла войти в бухту, выбрать позицию и нанести торпедный удар. Препятствием могло быть мелководье, но на тот момент военным было уже известно, что на вооружении некоторых западных флотов стоят малые или карликовые подводные лодки. И эта же гипотеза, в свою очередь, породила другую — не замешаны ли во взрыве диверсанты?

3. Итальянские боевые пловцы. Самый грозный подводный спецназ во время Второй мировой войны, «10-я штурмовая флотилия», был у итальянцев, а командовал ими легендарный князь Юнио Валерио Боргезе, который якобы публично поклялся после передачи линкора нашей стране отомстить за такое национальное унижение. Более того, «10-я штурмовая флотилия» принимала участие в битве за Севастополь, базировалась в портах Крыма и отлично знала рельеф. С учётом этого боевого потенциала итальянских аквалангистов, пилотов малых подлодок, а также принимая во внимание обнаруженную брешь в охране главной базы Черноморского флота, версия о подводных диверсантах всегда выглядела максимально убедительно.

4. Вторым подразделением мира, способным на нечто подобное, была 12-я флотилия ВМС Великобритании. Мотив: будто бы советское командование хотело оснастить «Новороссийск» ядерным оружием. Бывший «Юлий Цезарь» для этой цели подходил идеально. В пользу такой версии говорило ещё и то, что в конце октября 1955 года британская средиземноморская эскадра проводила маневры в Эгейском и Мраморном морях.

5. Рука КГБ. Конспирологическая версия времён Перестройки, согласно которой причиной этого была провокация против руководства ВМФ СССР и его главы адмирала Кузнецова. Который вскоре действительно был снят со своего поста. Фактических доказательств не имеет, рассматривать всерьёз бессмысленно.

Как, в общем-то, не было особых однозначных свидетельств ни по одной из версий, включая официальную. В действительности же завеса тайны над истинной причиной катастрофы начала приоткрываться не так давно – около семи лет назад. Когда ветеран итальянского подразделения боевых пловцов «Гамма» Уго Д’Эспозито, будучи уже очень глубоким стариком, признал, что итальянские военные причастны к затоплению «Новороссийска». По сути, он подтвердил одну из версий: по его словам, итальянцы не хотели, чтобы корабль достался русским, поэтому позаботились о том, чтобы его затопить. Впрочем, разумеется, его слова не были подтверждены на официальном уровне.

Что ж, некоторые тайны всё же никогда не открываются до конца. А нам остаётся лишь почтить память героического экипажа великого корабля и лишний раз понять, до какой степени не является пустым звуком необходимость обороны наших рубежей. Дабы последняя ночь «Юлия Цезаря» никогда больше не повторилась.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора