Россия оказалась на пороге потребительского кризиса

Анна Шахова Общество 53

Россия оказалась на пороге потребительского кризиса: страна вошла в пятёрку европейских стран с худшими настроениями среди потребителей во втором квартале 2020 года. Пандемия коронавируса спровоцировала лавинный обвал уверенности в готовности тратить деньги, выяснили специалисты Высшей школы экономики (ВШЭ).

Индекс потребительских настроений рассчитывается на основе опросов жителей разных стран. Их спрашивают о личном материальном положении, оценке экономической ситуации, сбережениях и запланированных тратах. По данным Росстата, уверенность российских потребителей во втором квартале 2020 года упала на 19%, до минус 30%. При этом 43% опрошенных заявили об ухудшении их материального положения и лишь 10% верят в улучшения в ближайший год.

Для сравнения, в Дании, входящей в число наиболее благополучных в этом плане стран, индекс потребительской уверенности снизился всего до минус 2%, а в Швеции — до минус 5%. Соседями России в антирейтинге стали Греция, Словения, Португалия и Испания.

В предыдущие кризисы индекс падал сильнее, например, в 2015 году он составил минус 32%, а в 2009-м — минус 35%. Однако кризис 2020 года оказался примечателен темпами падения: показатели рухнули всего за один квартал. В итоге уровень веры в экономические перспективы России достиг 15-летнего минимума, а аналитики отводят на выход страны из кризиса четыре года.

Фото: Pexels, CC0

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора