Россия прощается с военно-морским могуществом

Александр Кочан Альтернативное мнение 39
Фото: Nmosk.ru

Как руководство РФ игнорирует системные проблемы в развитии Военно-морского флота нашей страны

В Сочи завершился традиционный марафон совещаний президента РФ с руководящим составом Минобороны и предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Содержание данных мероприятий носило закрытый характер. Однако из отрывков вступительных частей, которые опубликовал сайт Кремля, следует, что одним из центральных вопросов стала ситуация с военно-морским флотом.

Невольно обращает внимание взгляд самого Верховного Главнокомандующего, который был изложен им публично. Владимир Путин подчеркнул, что оснащение флота современной техникой и вооружением является «крайне важной задачей».

«Работа по обновлению флота имеет для России принципиальное, стратегическое, государственное значение, потому регулярно мы с вами участвуем в закладке новых кораблей — надводных, подводных, так будем делать и дальше», — сказал Путин.

В то же время глава государства воздержался от того, чтобы указать на ряд очевидных проблем. Более того, президент начал разговор с военными и директоратом ОПК с перечислений весьма сомнительных успехов в развитии флота.

«За последние четыре года в состав ВМФ вошли 49 новых кораблей и боевых катеров, девять береговых ракетных комплексов, десять летательных аппаратов. Последовательно выполняется программа модернизации флота», — сказал Путин.

Для российского ВМФ — это очень скромные показатели обновления. Несмотря на это, Путин поставил задачу — превысить планку 70-процентного уровня оснащённости флота современными образцами вооружения к 2027 году.

Каким образом Минобороны и промышленность РФ смогут это сделать с учётом низкой динамики производства в судостроительной отрасли и отсутствия предпосылок для её реального увеличения? Наиболее «оптимальный» вариант заключается в том, чтобы списать часть советских кораблей, сократив тем самым состав ВМФ.

Доказательством уже начавшейся реализации данного сценария можно назвать недавно принятое решение об утилизации крейсера проекта 1144 «Адмирал Лазарев». По меркам возрастного российского флота этот корабль нельзя было назвать «пенсионером». После модернизации он вполне мог прослужить 10-15 лет. К тому же корпус «Лазарева» находился в хорошем состоянии.

Тем не менее крейсер ожидает распил на металлолом. Похороны корабля будут продолжаться четыре года и обойдутся в пять миллиардов рублей. Руководство РФ даже не удосужилось сделать из «Лазарева» музей.

Как представляется, причиной тому в большей степени послужили политические соображения. Дело в том, что крейсера проекта 1144 — до сих пор самые вооружённые корабли в мире. «Лазарев» в роли музея превратился бы в символичный памятник того могущества, которое утратили СССР и современная Россия.

Странным достижением, о котором рассказал Путин в ходе сочинского марафона, является и почти завершившееся «создание корабельных ударных группировок, действующих в ближней морской зоне». По сути, президент заявил о том, что даже вблизи родных берегов у России не было полноценной возможности наносить удары по агрессору.

Сейчас, если верить Путину, благодаря предыдущим сочинским совещаниям на отечественных верфях активно строятся, либо модернизируются корабли дальней морской и океанской зон, таковых — 30 единиц, что также немного для страны, которая стремится сохранять статус морской державы.

Кроме того, в эту цифру, по всей видимости, включён крейсер проекта 1144 «Адмирал Нахимов», который с 1990-х годов находится в состоянии вялотекущей модернизации, неоднократно горевший многострадальный авианосец «Адмирал Кузнецов», а также атомные подлодки, которые либо модернизируются в течение нескольких лет, либо являются долгостроем.

Путин напомнил, что в начале 2000-х годов дальние походы ВМФ носили эпизодический характер, а сегодня «демонстрация флага в значимых для России океанских и морских зонах» превратилась чуть ли не в рутину.

Но и здесь заложено легко различимое лукавство. Генеральный план Кремля заключался в том, чтобы на просторах Мирового океана постоянно находились порядка 100 единиц военно-морской техники РФ. Учитывая реальное техническое состояние флота, его численный состав, невысокие темпы строительства и модернизации, это задача априори утопическая.

Эксплуатация флота подчиняется общеизвестным математическим моделям. Ключевыми показателями в этой области являются коэффициент постоянной готовности и коэффициент оперативного напряжения. Нам неизвестны точные пороговые величины, но, как считает множество экспертов, в силу политических причин и военной необходимости Россия, как и СССР, их превышает.

Игнорирование математических законов приводит к перенапряжению экипажей, износу техники, частым поломкам и авариям.

По официальным данным, несколько лет у ВМФ получалось держать на дежурстве сотню вымпелов, но затем количество таких кораблей закономерно резко сократилось. Так, в 2020 году число кораблей, демонстрирующих Андреевский флаг в Мировом океане, уменьшилось до 50-60 единиц.

В 2021 году ситуация улучшилась. В конце октября в поздравлении главнокомандующего флота с Днём моряка-надводника сообщалось, что в Мировом океане находятся уже более 80 кораблей. Тем не менее с ростом коэффициентов постоянной готовности и оперативного напряжения это количество вновь сократится.

Чтобы Россия имела возможность без перенапряжения держать на дежурстве порядка сотни вымпелов, требуются значительно более высокие темпы строительства и модернизации. Из обрывков сочинских выступлений Путина следует, что такое понимание у руководства нашей страны присутствует. Однако озвученные президентом пути решения этих проблем не могут не вызывать определённого скепсиса.

Например, было заявлено о необходимости «активнее внедрять перспективные технологии, агрегаты, материалы», что позволит улучшить тактико-технические характеристики кораблей и подводных лодок, а также даст возможность применять новые виды вооружения.

Данный тезис Верховного Главнокомандующего бесспорен по причине его очевидности, но прогресс в материаловедении почти не влияет на темпы строительства.

Основная проблема ВМФ заключается в непоследовательной природе кораблестроительной политики РФ, которая выражается в слабой унификации находящихся в строю и строящихся военно-морских платформ. Разношёрстность российского флота объективно затрудняет постройку новых кораблей, их эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и модернизацию.

Несмотря на это, Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) продолжает курс на дробление проектов и мелкосерийное производство. В условиях отсутствия конкуренции в отрасли такая (надо открыто сказать) безрассудная политика не оставляет российскому флоту шансов на нормальное поступательное развитие.

Более того, в России устарели производственные технологии. Наряду с проблемами в кооперации это является фундаментальной причиной того, что в нашей стране один небольшой корвет строится 4-5 лет, а крупнотоннажные платформы нередко превращаются в долгострой.

За 30 лет Россия не построила и не модернизировала в должной мере ни одного эсминца и крейсера. Даже традиционно отсталая в кораблестроении Индия смогла в 2010-х запустить строительство серии четырёх эскадренных миноносцев проекта 15В.

Причём руководство РФ (по крайней мере на публичном уровне) избегает обсуждения и даже намёков на важность принятия экстренных и системных решений по флоту и судостроительной промышленности.

Тенденция такова, что ВМФ России будет неизбежно мельчать, а попытки Кремля и Минобороны выгнать в Мировой океан побольше кораблей лишь усугубят кризис, в котором давно находится наш Военно-морской флот.

 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора