В чем состоит потребность человека в труде

anlazz Альтернативное мнение 41

Понятие «потребности человека в труде» — которое выступает одним из основных положений марксистской теории – обычно очень трудно понимается людьми. А точнее – вообще ими не понимается, воспринимаясь то как некий софизм, то как разновидность «символа веры». А то – вообще, как очевидное издевательство: ну, в самом деле, кто же в здравом уме и трезвой памяти будет считать, что ему нужна работа, сама по себе. Разумеется, существуют и такие – пресловутые «трудоголики» — но, во-первых, «трудоголия» есть психическое расстройство. (То есть, ничего хорошего.) А, во-вторых, «трудоголиком» можно быть, работая в офисе. (А вот станочников-трудоголиков или трудоголиков-землекопов что-то не наблюдается.)

И значит, пресловутая «потребность в труде» есть очевидная чушь, в лучшем случае скрывающая «сдвиги по фазе» некоторых лиц «умственного труда». В худшем же – являющаяся никогда не достижимой выдумкой или прямым издевательством. Все это кажется, в общем-то, очевидным. И одновременно – как и все обыденные представления – является полностью ошибочным. Поскольку в действительности «потребность в труде» — это не желание в любое время года копать землю, носить кирпичи или пилить дрова до тех пор, пока тебя не оттащат от данного занятия. А нечто иное.

И для того, чтобы понять: что же это такое «иное», необходимо понять, что такое труд. И, прежде всего, уяснить, привычные нам понимания типа: «труд есть занятие неприятным делом до полного истощения сил», неверны. Поскольку сути труда они не раскрывают: как говорится, те же лошади так же занимаются «неприятными для них делами» до истощения, но это не значит, что для лошадей возможна трудовая деятельность. Равно как и для бобров, строящих плотину, и для муравьев с их муравейниками – ну и т.д., и т.п. Дело в том, что труд – это имманентное свойство разумного существа, и только его. И состоит он в том, что во время трудовой деятельности происходит изменение реальности в соответствии с некоей идеальной моделью.

Точнее сказать, труд распадается на три «такта». В первом имеющаяся реальность «отражается» в сознании человека, превращается в «идеальное». Во втором это самое идеальное – т.е., модель – изменяется в соответствии с человеческими потребностями. И только в третьем происходит «физическое» действие – т.е., изменение реальности в соответствии с новой (измененной) моделью. (Ну, а затем – все повторяется.) Преимущество данного типа действия по сравнению с «прямой» схемой, характерной для жизни – т.е., с изменением организма под реальность – очевидна: тут огромная часть работы происходит в виртуале, где каждую модель можно «прокрутить» бесконечное число раз. Поскольку в виртуале (раньше говорили «идеальное», но, ИМХО, «виртуал» гораздо лучше и понятнее) отсутствует такая вещь, как энтропия. Именно поэтому разумное существо и может жить «в обращенном термодинамическом состоянии», в смысле – увеличивая упорядоченность своего окружения вместо ее уменьшения в соответствии со Вторым Началом термодинамики.

Впрочем, обо всем этом надо говорить уже отдельно. Тут же следует, прежде всего, обратить внимание на другое. А именно: на то, что смыслом труда, как такового, выступает улучшение мира в соответствии с человеческими потребностями.(Еще раз: не человек приспосабливается к реальности, как это делают остальные организмы, а реальность приспосабливается к человеку.) То есть, жизнь людей после «трудового акта» оказывается комфортнее. (Точнее, должна оказываться – но об этом будет чуть ниже.) Пока же можно сказать, что если принять данную модель, то вопрос о «потребности в труде» становится более, чем очевиден: эта самая потребность состоит в том, чтобы сделать мир лучше. С подобной т.з., наверное, мало кто будет спорить. Даже реальные монахи живут в монастырях, а не спят на голых камнях.

Проблема возникает тогда, когда мы введем в данную схему разделение труда. А именно: разделим указанные «такты» трудового процесса по разным людям. Пускай одни будут создавать модель и изменять ее. А другие – воплощать эти изменения в реальность. То есть – как нетрудно догадаться – разделим труд на «умственный» и «физический». На самом деле он, впрочем, так и остается трудом в едином понимании, но вот отношение к нему в «разных местах» будет различным. Разумеется, это резко изменяет отношение к данной деятельности большей части ее участников. В том смысле, что вместо приспособления мира к своим прямым нуждам – т.е., к удобным для них моделям – они будут наблюдать нечто иное. А именно: бессмысленную и бесполезную для них деятельность, вся польза от которой идет для тех, кто строит указанные модели. Особенно остро это встает при условии, что мы выделим еще один «подтакт» — осознание несоответствия потребностей и реальностей. (Т.е., задание цели труда.)

Чем, в общем-то, и занимается пресловутая элита. Выделяя необходимость приведения мира в соответствии со своими потребностями, и нанимая для этого инженеров (работа с моделями) и рабочих (работа с реальностью). Последние же ничего, по сути, от этого труда не получают: результат его, в любом случае, будет соответствовать требованиям хозяев, а не работников. Подобное положение именуется «отчуждением труда», и характеризует практически всю текущею «трудовую реальность». Правда, и в ней есть некие «ниши», где человек может «почувствовать» весь процесс целиком: скажем, некоторые сами делают ремонт, готовят себе пищу, занимаются разнообразными хобби. Но, разумеется, все это делается в свободное от отчужденной работы время – и поэтому получается не слишком удачно. (За время отчужденной работы человек тратит большую часть физических и эмоциональных ресурсов.)

Тем не менее, именно хобби дает представление о том, что такое настоящий труд. А не тот разделенный и отчужденный его вариант, который являют действия человека на работе. Где последний переделывает реальность под желания немногочисленной группы властителей мира. Которые, кстати, вполне довольны: посмотрите глянцевые журналы или еще какие источники из «жизни хозяев». Там полно улыбающихся, довольных лиц, восседающих на собственных яхтах и виллах, глядящих из дорогих машин и личных самолетов. Лиц, которые именно что имеют «потребность в труде» — т.е., в направлении огромных «машин» из сотен тысяч, а порой и миллионов людей на удовлетворение собственных потребностей – и яростно сопротивляются любым попыткам это самое «право на труд» отобрать.

То есть, еще раз: реально труд – это вовсе не то самое угрюмое исполнение своих должностных обязанностей за небольшую плату. (Которое следует именовать не трудом, а работой – некоей тратой физических и умственных сил вне зависимости от результата.) А изменение мира под свое усмотрение. Потребность в котором человека, думаю, оспаривать бессмысленно. (Если кто сомневается – пускай попробует пожить в «неизмененном мире», т.е., в дикой природе.) И вот именно этот труд и будет дан человеку при коммунизме. Труд неотчуженный и полностью соответствующий его истинной сущности разумного существа. Разумеется, тут нельзя не сказать, что задача эта очень сложная – поскольку любая, более менее сложная, трудовая деятельность является коллективной. А координировать деятельность множества «неотчужденных» людей – еще та проблема. Тем не менее, и она разрешима – но об этом надо говорить уже отдельно.

P.S. Ну, и разумеется, всем тем, кто любит говорить: «Это только легкий и приятный труд может совершаться добровольно. Тогда, как есть множество неприятных работ, которыми человек может заниматься только из-под палки» — надо показывать дачников, разбрасывающих навоз под яблонями. Или поливающих «навозной жижей» грядки. Поскольку эту-то работу вряд ли кто сможет назвать «особо приятной». Но, тем не менее, люди ей прекрасно занимаются в свободное от «официальной деятельности» время, да еще и тратят на ее обеспечение заработанные же деньги: покупают дачу, яблони и навоз. (Ну, и вообще, оплачивают все сопутствующие расходы.) Причем, фруктами и овощами это дело, как правило, не окупается.

А окупается все это притягательностью неотчужденного труда…

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора