ВО ЛЬВОВЕ ПИВО ЗА ГОЛЫ РУССКИМ: ТРАГЕДИЯ ИЛИ ФАРС?

Станислав Смагин Альтернативное мнение 52

Старт футбольного чемпионата Европа, отложенного из-за коронавируса на год, но всё же случившегося, и, скажем так, украинский контекст этого старта почти ожидаемо оказались связаны с политикой.

Так, много шума наделала презентация новой формы национальной команды, подготовленной специально к турниру. На ней оказались изображены границы страны, включающие в себя Крым и Донбасс, а также небезызвестные лозунги «Слава Украине» и «Героям слава».

Возможно, кто-то удивится, но картографическая часть этой выходки… не то чтобы меня не задела, просто я признаю, что претензии к ней легче предъявить с эмоциональной точки зрения, чем с политической. У Киева есть определённый набор доступных мер по отстаиванию своего видения своих границ. Он, например, включает в себя постоянные ноты протеста по случаям проведения в Крыму российских выборов и посещения полуострова российскими государственными деятелями. Так делает и куда более крепко стоящая на ногах и авторитетная в мире Япония, когда члены правительства или тем паче президент посещают Курилы.

Украинскую позицию по вопросу, чей Донбасс, официально поддерживает не только «мировое сообщество», но и РФ. Более того, и позиция по Крыму де-юре или де-факто разделяется такими виднейшими субъектами российской жизни, как «Сбербанк». Политизация спорта? Безусловно, но об отсутствии таковой политизации сегодня твердят только совсем наивные люди (или бесстыжие, якобы не видящие её в одних случаях и немедленно «обнаруживающие» в других). Тем более тут ситуация на тонкой грани, формально допускающей доводы в сторону неполитичности. Формально, лукаво, и всё же. Разрешено-то всё, что не запрещено. Понятно, что сборные Франции или Германии не станут просто на ровном месте хвастаться аккуратностью своих международно-признанных границ, но и запретить им это сложно.

Вот с лозунгами вышло чуть иначе. «Слава Украине» европейскими футбольными чиновниками была пропущена, и, опять же, формальные основания здесь сыскать можно; «героям слава» же в итоге получила отказ в легитимности из-за совсем уж откровенного и недвусмысленного багажа. Несмотря на недовольство Киева.

И ещё один, связанный с Украиной и… сборной России. Организаторы львовской фанзоны, то есть пространства, устроенного специально для просмотра матчей Евро, пообещали во время матча Россия-Бельгия наливать всем желающим пиво за каждый гол бельгийцев. Вроде даже не обманули. Учитывая, что на петербургском стадионе бельгийцы, по традиции и не напрягаясь, забили трижды безответно, парадоксальное преломление старой украинской идеи «да москали тильки за наш счёт живут» вышло накладным для организаторов.

Конечно, можно посмеяться или вновь посетовать, что политика проникла даже в сферы жизни, которых касаться совсем не должна. Проблема в том, что когда политика совершает столь дерзкие и дальние вылазки, словосочетание «политика проникла» теряет смысл. Жизнь и оказывается политикой. В российско-украинских отношениях все именно так. Жаль, что в РФ это многим непонятно либо видится исключительно через призму сарказма.

Недавно я с большим, семилетним, опозданием посмотрел датский сериал «1864», рассказывающий о войне датчан с немцами за спорные земли Шлезвига. Это великолепное кинополотно, вышедшее на экраны аккурат после победы киевского майдана, было задумано намного раньше и, конечно, никаких намеков на конкретный актуальный материал не предполагало. Но вдумчивый российский зритель сериал, снятый датчанами с большим мужеством и самокритичностью, воспринимает как пугающую хронику происходящего рядом и сейчас.

Эйфория, охватившая датское общество после условной победы в первой войне с пруссаками и заставившая уверовать в неизбывное над ними превосходство. Притом что на самом деле тогда почти решающую роль сыграло заступничество великих держав и конкретно России. (Международный контекст той первой войны не показан, но зритель, знающий о нём, понимает контраст между самовосхвалением и реальностью.)

Учителя датских школ, вещающие, что Дания непобедима и датский флаг Господь лично прислал своему любимому народу с неба. Политики и властители дум, провозглашающие почти дословно лозунг «Шлезвиг будет датским или безлюдным». Неуравновешенный национал-либеральный премьер Дитлев Монрад, своей физиологической нестандартностью похожий на Яценюка: Монрад тучен, Яценюк худощавый очкарик, но оба богаты на речи из серии «пуля в лоб так пуля в лоб». Кстати, Монрад был ещё и протестантским священником, так что параллели с Турчиновым тоже есть.

«1864» ни в коем случае не проповедует абстрактный пацифизм против всякого здорового национального чувства. Это, скорее, летопись, к чему может привести нерассуждающий и оторванный от реальности шовинизм. Соответственно, здесь нет негативного изображения всего датского общества… но нет и популярного в современных российских поделках о Великой Отечественной штампа «хорошие солдаты, отвратительные политики и генералы». Обычный люд показан с большой симпатией, солдаты храбры и симпатичны, но и генералы с политиками разные. Просто на переломном историческом этапе на главных местах, от министров и хозяев аристократических салонов до формирующих сознание учителей, оказываются сторонники идей про «датский флаг с неба» и лишь две альтернативы для Шлезвига.

Нет и каких-то особых симпатий к немцам. Они показаны либо с иронией, как престарелый фельдмаршал Врангель, всё время забывающий, что воюет не с Наполеоном, либо объективно, как Бисмарк, хладнокровно и прагматично видящий в датском безумстве шанс на воссоединение национальных земель. И простые немцы выписаны со сдержанным, чуть симпатизирующим вниманием. Общечеловеческим, хоть это и крайне затрёпанное слово. Интересен дуэт двух солдат, социалиста-пацифиста и бравого оптимиста, после первого боя будто меняющихся настроем.

Вообще в фильме много общечеловеческого и вневременного, а история, политика и отдельно взятая эпоха служат этому фоном и являются преломлением. Любовь, предательство, война и мир…Эпизод, где датские диверсанты вырезают немецкий военный оркестр, призванный своими маршами воздействовать на психику противника, вообще содержит такое количество «за» и «против», что устаешь спорить сам с собой.

Из-за глубины и масштабности в «1864» всё совершенно не исчерпывается общностью российско-украинской и датско-прусской повестки. И всё-таки параллели столь очевидны и многочисленны, что не думать о них нельзя. Главная печальная разница в том, что настоящее, кардинальное вразумление для киевских монрадов до сих пор не наступило. Хотя в двухэтапности датско-прусского противостояния есть и очень робкий повод для оптимизма. Если Минские соглашения в нашем случае это первый этап, то, не исключено, настоящее появление Бисмарка ещё впереди.

Тогда, допускаю, душевное и умственное оздоровление распространится от Львова и до спорта. Пока же чемпионат Европы продолжается, и последний групповой матч сборной России предстоит… с датчанами.  Это уж точно никак не политизированное совпадение, вроде того, что я посмотрел сериал про датско-прусскую войну в дни презентации украинской формы. Но абсолютных совпадений не бывает, ни в плане наличия, ни в плане отсутствия. Да и у тезиса о том, что трагедии в истории потом повторяются в виде фарса, правота не абсолютна. Трагедия и через полтора столетия может повториться в том же виде, став ещё ближе и понятнее, а многочисленные фарсовые элементы типа бесплатного пива за голы лишь подчёркивают основную составляющую.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора