«Земля Кузбасса»: сибирские регионы столкнулись с серьезным дефицитом угля

Ярослав Власов Регионы 56

Фото: © Кирилл Канин

В Сибири продолжается дефицит угля. Жители нескольких регионов заявили о невозможности купить топливо. Поставщики из Кузбасса могли увеличить продажи за границу, в том числе в Китай, на фоне поручения президента России. В Алтайском крае и Новосибирской области говорят о проблемах с логистикой, существенном росте цен на перевозки и даже отсутствии топлива на рынке.

Жители нескольких регионов Сибири столкнулись с дефицитом угля. Топливо практически невозможно купить на складах в районах Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края. С проблемами столкнулись и бывшие шахтеры, которые в Кузбассе могут рассчитывать на бесплатное топливо.

В Барабинском, Куйбышевском и Купинском районах Новосибирской области невозможно купить уголь на протяжении месяца, сообщили Тайге.инфо местные жители и независимый депутат горсовета Барабинска Константин Терещенко.

«Все это началось более месяца назад, — рассказала жительница Барабинского района по имени Алиса. — Звоним, как обычно: „Здравствуйте, уголь можно заказать. Нету. Когда будет? Звоните завтра“. Вот так я звонила в течение двух недель ежедневно, они просто перестали брать трубки. В итоге дозвонилась до весовой, мне ответили, что для населения угля нет на продажу».

Сейчас люди вынуждены топить дровами, которые расходуются значительно быстрее. Например, на дом Алисы площадью 60 кв. метров за месяц уже ушло столько же дров, сколько бы стоила тонна угля. При этом на всю зиму семье, как правило, хватало 3 тонны угля.

Житель Куйбышева по имени Михаил рассказал Тайге.инфо, что сейчас люди занимают очередь к местному складу с пяти утра, чтобы купить хоть что-то. Он обращался в прокуратуру по поводу дефицита, но там ему заявили: «Это не наше».

«В ноябре термометры показывали минус 22 [градуса]. Не все домовладельцы успели вовремя сделать запасы угля на зиму. У кого-то не было нужной суммы, кто-то хотел сжечь старый уголь и освободить помещение, а кто-то всегда живет „с колес“, — отметил Михаил. — <…> Топливо есть только для котельных. <…> Нет угля — в ход пойдут электрические обогреватели».

«Вообще, на мой взгляд, это попахивает саботажем», — добавил Михаил.

Жители районов Новосибирской области закупают уголь через местные «райтопы» и «гортопы». С Барабинского гортопа, по словам местных, снабжаются Куйбышевский, Барабинский, Северный и Венгеровский районы региона. Но перебои с поставками отмечают по всей области.

«В гортопе отвечают, что все вагоны в отстойнике и не на чем возить уголь», — рассказала жительница Барабинского района.

Все гортопы и райтопы в Новосибирской области учреждены «Новосибирской топливной корпорацией», которая входит в перечень системообразующих компаний региона. Именно через нее проходят основные поставки твердого топлива.

В самой «Новосибирской топливной корпорации» Тайге.инфо заявили, что на «складах всегда есть уголь для продажи населению». «Иногда могут отсутствовать отдельные сорта угля (операторы вагонного парка неритмично предоставляют подвижной состав), однако фактов отказа в реализации населению, ввиду отсутствия угля, не имеется», — говорится в ответе на запрос редакции.

При этом в октябре-ноябре 2021 года «НТК» увеличила поставки угля населению на 14,1% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. «До конца 2021 года „НТК“ планирует продать населению еще 44,5 тыс. тонн угля. По состоянию на 22 ноября 2021 объем запасов угля на складах составляет 53,5 тыс. тонн. Для решения вопроса обеспечения населения углем дополнительно до конца года планируется закупить у поставщиков 120 тыс. тонн угля», — добавили в компании.

В то же время «НТК» — не единственная организация, продающая уголь населению в Новосибирской области. По данным компании, в 2021 году другие поставщики «существенно снизили объем продаж, что вызвало ажиотажный спрос в четвертом квартале».

Среди «других поставщиков» местным жителям известны ООО «Барабинский райтоп» (не входит в «НТК») и АО «Алтай-СУЭК». Первая фирма принадлежит ООО «УК „Дорожные технологии Сибири“» (среди ее учредителей значится Евгений Сергеевич Титков, который, по сведениям редакции, приходится сыном депутату заксобрания из «Единой России» Сергею Титкову). Вторая структура — это барнаульская «дочка» «Сибирской угольной энергетической компании» олигарха Владимира Мельниченко.

Новосибирское правительство тоже признало проблемы с поставками. «Запасы твердого топлива 141 тыс. тонн, 94% от норматива, — утверждает министр ЖКХ и энергетики области Денис Архипов. — При этом на ряде районных складов фиксируем снижение запасов. Ведется работа с поставщиком».

Алтай, Кузбасс и причины

Власти Алтайского края действуют гораздо активнее, чем новосибирские. Они официально объявили о дефиците топлива и прямо назвали возможные причины. Проблемы с поставками произошли из-за резкого подорожания угля в Кемеровской области — в среднем на 60%. Кроме того, на 50−60% подорожала стоимость доставки топлива железнодорожным транспортом. По данным министерства ЖКХ региона, также присутствует реальный дефицит угля на рынке из-за того, что большая часть отправляется на экспорт.

По последним данным заксобрания Алтайского края, дефицит угля есть в Новичихинском, Поспелихинском и Хабарском районах. «Из-за резких скачков цен на топливном рынке, отсутствия подвижного состава для доставки, дефицита топлива на внутреннем рынке в некоторых районах края на старте отопительного сезона сложилась непростая ситуация», — подтвердили ситуацию в пресс-службе регионального парламента.

Алтайские поставщики тоже признают проблему. «Мы понимаем все свои обязательства, но из-за дефицита угля и отсутствия подвижного состава не можем их выполнить в полной мере», — заявил директор ООО «Вектор», которое занимается продажей угля жителям края, Александр Фоненштиль.

Примерно те же причины и предполагали обычные жители Новосибирской области в разговорах с Тайгой.инфо. Они уверены, что весь уголь идет на экспорт на фоне серьезного роста цен, а жителям России его просто не оставляют. Интересно, что некоторые из них называют тот уголь, который сейчас все-таки удается достать «земля Кузбасса». Это связано с его крайне низким качеством — топливо, по их словам, привозят вместе с землей, которая прилипает к кузовам грузовиков.

Дефицит угля в самом Кузбассе начался даже раньше. Первые сообщения поступили еще в середине октября. О проблемах говорили не только жители сельских районов, но и городов — Кемерова, Мариинска, Топок и Тайги.

Бывший работник шахты «Заречная», житель Полысаево Игорь Дмитриевич еще в октябре рассказал Тайге.инфо о том, что пенсионеры и сотрудники предприятия не могли вывезти со склада даже положенный им бесплатный пайковый уголь.

«Отпуск угля по графику — два раза в неделю, вторник и четверг, но, по сути, две недели уже не отпускают и до этого отпускали так себе — то пропуска вдруг закончатся то погрузчик заберут, — пожаловался бывший горняк. — Отгрузка с машины: начинают запускать [людей] в 10−11 часов, потом обед, после обеда опять что-нибудь и так каждый раз. Причина возможного не отпуска угля — резкий скачок цен, это мое личное мнение».

«Началось холодное время года, а нам не отпускают уголь. Обращаемся на наше телевидение, в областную администрацию — тишина», — подчеркнул собеседник редакции.

И если в октябре власти Кузбасса утверждали, что уголь на складах есть и с основным поставщиком для населения — АО «Кузбасская топливная компания» — «проведена работа», то в ноябре в администрации Юрги журналистам прямо заявили, что «отсутствует подвижной состав на железной дороге».

Кризису предшествовали заявления властей Кемеровской области о готовности резко увеличить объемы экспорта. «Мы очень надеемся, президент [РФ Владимир Путин] дал поручение, что с 2022 года для Кузбасса [объемы вывоза] по 5 млн тонн [в год] будут прирастать. Я надеюсь, что это поручение президента будет исполнено», — говорил губернатор Сергей Цивилёв.

«Цена того, что лежит у нас на складах, подходит к $4 млрд. [На Западе] готовы брать все объемы, которые мы туда дадим. Вопрос заключается в том, насколько больше в период высоких цен мы сможем провезти», — добавлял губернатор.

По словам источника Тайги.инфо среди новосибирских дорожников, еще летом 2021 года наблюдался дефицит щебня для работ, а в качестве причины называли нехватку железнодорожных составов. Их могли перебросить на поставки угля в Китай, отметил он.

Только за октябрь 2021 года угольные предприятия Кузбасса добыли 21,6 млн тонн твердого топлива, следует из статистики министерства угольной промышленности региона. Из 17,4 млн тонн кемеровского угля, проданного в октябре, 12,3 млн тонн пошли на экспорт (это сопоставимо с октябрем 2020 года), 2,9 млн тонн — металлургам, 1,2 млн — электростанциями, 0,5 млн — предприятиям ЖКХ и населению области (по этим категориям наблюдается снижение на 200 и 50 тыс. тонн соответственно).

Добавим, что новосибирский и кузбасский поставщики угля напрямую связаны. «Новосибирская топливная корпорация», по данным «Контур-Фокус», принадлежит «Кузбасской топливной компании», которая добывает уголь открытым способом.

В сентябре 2021 года налоговая инспекция подала на банкротство «Новосибирской топливной корпорации» из-за долга в 629,9 тыс. рублей. Незадолго до требований о несостоятельности и начала дефицита угля в компании сменился директор, кресло занял бывший первый вице-губернатор Хакасии, работавший при единороссе Викторе Зимине, Олег Нам.

Сейчас контрольным пакетом акций «Кузбасской топливной компании» владеет миллиардер Михаил Гуцериев. Она добывает уголь открытым способом. Но прежде ее контролировал бывший вице-губернатор Кемеровской области Игорь Прокудин.

Госпредприятие Кемеровской области «Кузбасская топливная компания» («КТК») после приватизации перешло в собственность наемных менеджеров, в том числе Игоря Прокудина. В 2016 году он покинул пост гендиректора, но, по данным на конец 2018-го, он контролировал более 50% акций через кипрскую Haver Holding Limited. В 2019 году Прокудин и другой акционер Вадим Данилов продали свои пакеты миллиардеру Гуцериеву. В 2020-м выручка «КТК» составила 22 млрд рублей, чистый убыток — 3,4 млрд.

«КТК» — одна из крупнейших в РФ компаний, добывающих и экспортирующих энергетический уголь. В нее входят разрезы «Виноградовский», «Караканский-Южный», «Черемшанский» и «Брянский», две обогатительные фабрики «Каскад-1» и «Каскад-2».

«Кузбасская топливная компания» является оператором розничной сети в четырех регионах Западной Сибири и обеспечивает углем более 400 тыс. домохозяйств и более 1 тыс. муниципальных и коммерческих котельных, говорится на ее сайте.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора