25 лет назад. Игра в «Осаду Белого дома»

Александр Майсурян История и традиции 396

Сейчас уже мало кто, даже из заставших то время, вспомнит чрезвычайно популярную во времена горбачёвской перестройки компьютерную игру, которая так и называлась «Perestroika». Игра была простенькая, на уровне компьютерной техники того времени, но довольно безобидная. «Демократ» пытался уйти живым от «бюрократов», которые, отправив его на тот свет, исполняли на его могиле мстительное «Ча-ча-ча!». Потом была выпущенная теми же людьми игра «Защита Белого дома» (по мотивам Августа 1991). Ну, и логически венчала дело «Осада Белого дома» (1993). Ниже приводится отрывок из рецензии на ту позабытую игру, который позволяет лучше припомнить и понять психологию тех дней 25-летней давности.

«Хотите помочь демократическим силам России выдержать последнюю атаку и поучаствовать в событиях тех дней? Если да, то скорей приступайте к ОСАДЕ БЕЛОГО ДОМА».

«Осада Белого дома» продолжает серию игр «Перестройка» и «Защита Белого дома». Новая игра отличается от предыдущих повышенной сложностью, реалистичным звуковым сопровождением»…

Что это — чья-то неумная шутка? Чёрный юмор? Ни то и ни другое. Это — реклама новой компьютерной игры «Осада Белого дома», созданной фирмой «НИКИТА» (глава — Никита Скрипкин) по свежим следам событий, ещё в 1993 году. Ещё не все погибшие, как мы знаем, были похоронены, когда программисты уселись сочинять эту развесёлую игру. Предназначена игра для детей. Во всяком случае, в её описании приводятся такие строки:
«Детям легко и интересно играть в такие игры».

Поскольку не каждому доступно самому ознакомиться с игрой, расскажем, какого рода развлечение предлагает нам «Никита».

Вначале на экране возникает «шапка» экстренного выпуска газеты «Коммерсантъ-Daily» от 4 октября 1993 года. Текст гласит: «Ещё вчера это было всего лишь политическим театром. Ещё вчера можно было рассуждать о легитимности решений и оценивать расклад предстоящих выборов с точки зрения заторов на Тверской.
Одна ночь, 10 часов темноты изменили всё. Парламент? Спикер? Второй президент? Сегодня это называется иначе. Группа людей, которые ради торжества своих политических взглядов начали убивать. Это — не политика. Это — состав преступления».
Скрин с игры «Осада Белого дома»

Затем на экране появляется красочное изображение Белого дома, на часах которого время начала штурма — 10 часов. На экран выезжает танк с жерлом орудия, направленным на Белый дом, и выходит какой-то солдатик. Солдатик выкрикивает команду, похожую на английское «Fire!» («Огонь!»). Танк стреляет, на здании появляется большая обгорелая дыра. Солдатик командует и танк стреляет ещё 3 раза. Последний выстрел начисто сносит здание Белого дома, после чего солдатик, очевидно, в экстазе, падает.

Затем начинается собственно игра. «Ваш герой — боец отряда спецназа — должен освободить от боевиков здание телецентра «Останкино», потом здание мэрии, и, наконец, ликвидировать огневые точки в Белом доме. Желаем Вам успешно выполнить боевое задание!» (из описания игры).
В ходе игры героя — спецназовца в чёрных очках — преследуют «защитники Белого дома» с налитыми кровью глазами. Внешне они напоминают каких-то вурдалаков, трупно-синеватого или серого цвета.
Спецназовец вооружен чем-то вроде базуки и бомбами, которыми бьёт «боевиков» направо и налево. У «боевиков» никакого оружия нет, но если им удаётся подобраться к спецназовцу вплотную, они с отвратительными воплями его пожирают. (Что, в общем, недалеко от истинного соотношения вооружений). За время игры спецназовец должен уничтожить около полутора сотен «красно-коричневых» — примерно столько, сколько и погибло людей на самом деле.
Как утверждают игроки в «Осаду Белого дома», через некоторое время они замечают, что подсознательно уже прониклись неподдельной ненавистью к «красно-коричневым». А чтобы игрок не забыл, с кем он воюет, игра перемежается кадрами видеохроники. Хроника показывает водомёты, разгоняющие толпу; бегущих от пуль мирных жителей, в том числе женщин; пылающие баррикады; отдыхающих на танках бойцов возле Останкино; наконец, горящий Белый дом. В какой-то момент появляется выступающий Егор Гайдар, который должен, вероятно, вдохновить бойца на новые подвиги.
«Чтобы освобождение Белого Дома прошло успешно, необходимо с помощью оружия или расстановки мин уничтожить ВСЕХ боевиков». (Из описания игры).
Наконец, все «боевики» успешно уничтожены. В заключение игры на экране с воплями возникает ещё полусотня «красно-коричневых» с плакатами: «Мы вам ещё не такое устроим!», «До скорой встречи!», «Голосуйте за нас!», «Все на выборы в Думу!».
Скрин с игры «Осада Белого дома»

Из этого можно заключить, что создатели игры явно планируют следующую «серию». Любопытно, между прочим, проследить по этим играм, куда развивается наше общество. Ведь игра «Перестройка», первая в серии, была вполне «травоядной». Героя, правда, преследовали зловредные «бюрократы», но убивать их ещё не требовалось.


Скрин с игры «Перестройка». Игра была достаточно «травоядная»: убивать в ней никого ещё не требовалось

Всё это, конечно, замечательно. Предприимчивость в нашем обществе растёт не по дням, а по часам. Здесь мы явно опередили Запад, там ещё не научились снимать золотые сливки с крови убитых сограждан. Можно гордиться: в чем-то мы снова «впереди планеты всей».

Но всё-таки остается чувство какой-то неудовлетворенности. Хочется спросить — откуда эта робость, это отсутствие размаха, «Никита»? Трагедий в нашей истории было более чем достаточно, — а ведь из каждой можно сочинить развесёлую игру… Сколько великолепного материала для весёлых игр дают «Освенцим», «Бабий Яр» и т. д. Словом, работы непочатый край. Для таких, как «Никита».»
Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора