Дипломатия без идеи

Волк В.В. Политика 81

Внимание общественности последние дни приковано к дипломатическому противостояния России и стран Запада, которые буквально устроили демарш с высылкой российский дипломатов. Италия, США, Болгария, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Украина, Словакия — перечень стран, включившихся в дипломатическую травлю России не полный, но характерный — это либо государства, которые в риторике кремлёвских рулевых традиционно именовались «партнёрами», либо бывшие республики социалистической «орбитальной станции» во главе с СССР.

Причины высылки дипломатов разные: от «шпионских скандалов» до санкций за какие-то проступки. Россия в ответ объявила персонами нон грата несколько десятков сотрудников дипмиссий, а посол США временно уехал в Вашингтон. Ответные действия МИД РФ сопровождаются игрой мускулами и мощной ура-патриотической пропагандой, мол, вот она, «кузькина мать» от Путина. Впрочем, на западных партнёров сия бравада особого впечатления не производит.

Маленькая Чехия, заподозрившая российских сотрудников посольства к работе на нашу разведку и обвинившая их в причастности к взрывам на оружейных складах Врбетице 16 октября и 3 декабря 2014года, объявила персонами нон-грата 81 человека — 35 дипломатов и 46 административно-технических сотрудников. Это стало крупнейшей разовой высылкой дипломатов с 1986 года, когда президент США Рональд Рейган выслал десятки сотрудников советского посольства.

Агитпроп РФ тут же радостно захлопал в ладоши: «Ну и тоже получила асимметричный ответ. Во-первых, в ответ на высылку своих 18 дипломатов Россия отправила домой 20 чешских. Во-вторых, дала им на сборы не 48 часов (как дали чехи российским), а лишь 24. Чехи, в отличие от поляков, решили полезть в бутылку. Потребовали от Москвы дипломатов вернуть (неслыханное, в общем-то, требование — я не помню примеров такой практики в современных международных отношениях), после чего выслали еще 60 российских дипломатических работников. В итоге штат посольств двух стран уравнялся: в пражском и московском остаются по семь дипломатов и по 25 технических работников. Однако есть еще и консульства — вполне возможно, что Россия снова ответит асимметрично и закроет некоторые из них».

Надо полагать, это очень важно для граждан России, сколько часов выделил наш МИД на сбор трусов и зубных щёток чешским дипломатам и их семьям. Без такой информации у нас коровы не доятся и куры не несут яиц. Впрочем, речь не об этом. В «чешском скандале» многие не обратили внимания на одну деталь, озвученную Премьер-министром Чехии Андреем Бабишем. Он отметил, что число сотрудников посольств в Праге и Москве должно быть сбалансированным.

И здесь речь, пожалуй, не только о пропорциях количества дипломатических работников двух стран. Речь вообще о численности дипломатов, представляющих Россию, в частности, на международной арене. Так уж повелось сыздавна, что МИД у нас приравнивается к оборонному ведомству. Дипломатия — она как фронт. О численности российской армии и флота мы приблизительно осведомлены. Что касается рядов наших воинов дипломатии, то тут публично озвученной информации маловато. Лишь по отдельным выступлениям главы внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова мы можем, например, узнать, что в США трудятся 450 дипломатических и административных сотрудников, которые работают в посольстве, консульском отделе при посольстве, 4-х генеральных консульствах (в Нью-​Йорке, Хьюстоне, Сан-​Франциско и Сиэтле), 150 из них трудятся в постпредстве России при ООН.

За последние годы американцы выдворили из страны несколько десятков российских представителей дипмиссии, но сказать, что это каким-то образом отразилось на результативности в худшую сторону, пожалуй, нельзя. Почему так, ведь нагрузка на одно человеко-место чисто математически возросла?

Думается, что ответ прост: представители посольств и консульств- это не только защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан, ведение переговоров с правительством государства пребывания, налаживание и поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания.

Это ещё и развитие взаимоотношений в области экономики, культуры, общественной и политической жизни, науки и техники. Это пропаганда России в иностранных СМИ, информационная разведка, вовлечение в сферу влияния редакторов и журналистов, известных блогеров и лидеров общественного мнения. Это выстраивание выгодной для России торговли, военная, научная, техническая, политическая разведка. Это осуществление серьёзного влияния на умы граждан государства пребывания.

А здесь, как видится, не всё гладко в «королевстве» г-на Лаврова. Да, на внутренний информационный рынок мы научились отчитываться красиво и многопланово. Где, собственно, нет никаких препятствий — президент свой, СовФед, Дума свои, Правительство — друзья, СМИ под ногтём, народ дезориентирован, запуган и не всегда сыт. Выпускай Захарову — и будет вам, как говорится, счастье.

А там, у них, на «диком» Западе (да и на «тонком» Востоке тоже), всё не так благостно. Там создают препятствия и проблемы. Там тебя «ведут» и «пасут», блокируют, шантажируют и даже угрожают жизни(как на нынешней Украине). Понятно почему — российских послов по-старинке считают правопреемниками Страны Советов, дипломатия которой была нацелена не на личные интересы чиновников и приближённых к трону, а на выполнении мировой роли СССР как геополитического полюса.

Да, Дмитрий Медведев в бытность президентом как-то тоже заявлял, что в российском МИД должны работать люди, разделяющие идеологию государства. В чём она только, эта идеология? Какую политику должны проводить наши дипломаты и какую наднациональную идею толкать в международные массы?

Иногда создаётся ощущение, что вся российская национальная идея заключается в том, чтобы красиво подавать президента Путина. Если Программа Сулакшина содержит в себе описание национальной идеи, то у Путина их нет. Значит, нет и у МИДа РФ.

Патриотизм, провозглашённый в таковом качестве президентом? Но у каждой страны хватает своих патриотов и патриотизмов. Этим не удивишь, не устрашишь и не увлечёшь представителей других государств.

Получается, что штат 242 представительств России по всему миру (143 посольства, 87 консульств и 12 других дипломатических миссий) в общем-то заполнен, но никакой мировой миссии, в отличие от предлагаемой Программой Сулакшина («Россия и мир. Российский мировой проект») наш МИД в мир не двигает. Мы унаследовали от СССР большой дипломатический багаж, обширную дипломатическую сеть, являющуюся отражением великого прошлого и позиций времен холодной войны, но, по сути, превратились в какого-то мирового изгоя, с которым соревнуются в ассиметричных пакостях американские лимитрофы и европейские периферии.

Самое печальное, что многие наши сограждане, увлекшиеся пропагандистскими клише, даже не замечают очевидного. Россию сделали на Западе козлом отпущения не потому, что мы сильны. А потому, что отношениями с Россией можно пожертвовать ради разрешения внутренних проблем и поощрительного кивка от мирового гегемона. В Англии даже существует шутка: если Британия восстанавливает отношения с Россией, то только для того, чтобы в дальнейшем вновь их разрушить.

Согласно индексу глобальной дипломатии Института Лоуи 2017 года, Россия занимает четвертое из 60 мест по размеру своей дипломатической сети. Ощущает ли каким-то образом российский налогоплательщик такое международное представительство? Ну, хотя бы в виде маленьких дипломатических побед Отчизны.

Возьмём шельмуемую сегодня со всех сторон Украину (по большинству моментов вполне справедливо). Вспомним од, когда в Киеве фактически сошлись в противостоянии за территорию два МИДа — наш и американский.

Американцы полным ходом финансировали майдан, разжигали ненависть, влияли на СМИ, на политиков, да практически взяли ситуацию под свой полный контроль. А что мы в лице посла РФ на Украине Михаила Зурабова? А мы занимались вопросами бизнеса. А, может, государственный переворот на Украине и переход страны под западное управление потому и произошёл, что у нас сегодня(и тогда, в 2014 году) нет (и не было) национальной идеи и мирового проекта? Мы попросту не знали, что в той ситуации необходимо делать. Как действовать, чтобы и друзьям было хорошо, и заокеанский дядя не гневался, и народ не роптал? Можно беспощадно критиковать Зурабова за то, что наш МИД, имея выигрышные позиции, полностью проиграл битву за умы и сердца граждан Украины. Но МИД — это отражение внешней политики России, выработанной президентом. И не более.

Нас убеждают в том, что мы окружены со всех сторон врагами. Это, возможно, проблема. Но имея четвёртую по численности в мире армию дипломатов, мы почему-то не имеем друзей. А вот это уже беда, порождённая отсутствием внятной международной стратегии и неспособностью элит мыслить стратегически.

Наши элиты, привыкшие перед своими гражданами вести себя как бояре, исключившие из своего арсенала действий такие понятия, как нравственность, добросовестность, правда, справедливость, честность решили для себя, что и с мировыми игроками можно себя вести так же, как и со своим народом. А так не бывает. Получаем то, чего заслуживаем.

Может дойти и до большой войны. Её дух буквально висит в воздухе. Считается, что высылка дипломатов — последний этап перед войной. Мир хрупок, любые действия на дипломатической арене могут склонить чашу весов как в сторону войны, так и в сторону мира. Это важно помнить. Одно слово дипломата может изменить мир.


Автор Владимир Викторович Волк — публицист, Союз народной журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора