Дурной пример заразителен

Волк В.В. Политика 152

Вот уж скоро месяц, как успешно завершилась (для правящего режима) акция по обнулению сроков правления президента Путина или, как её называют официально, по внесению поправок в Конституцию РФ. Смотрят в окна поддержавшие акцию россияне: не изменилось ли чего в стране? Не полетели ли на брошенные поля сельскохозяйственные самолёты российского производства, не задымили ли трубы уничтоженных за время путинизма заводов и фабрик, не закрыли американские «макдональдсы» и не засиял ли свежими скрепами российский суверенитет?

Не видать ничего. Знать, опять провели народ. Да, собственно, вряд ли кто-то ожидал, что люди, которые двадцать лет гарантировали незыблемость постулатов ельцинской конституции, не продолжат в том же духе гарантировать её и дальше. Впрочем, нет, может быть и хуже. Гораздо хуже. Вслед за обнулением о конституции попросту забудут, а выполнение её требований отложат на какое-нибудь постпотопное время. И то, что произошло в Хабаровске — арест губернатора и командировка на дальний Восток одобренного В.Путиным врио из Москвы — весьма показательный момент.

Впрочем, есть ещё более показательный. Неоднократно утверждал, что Россию, несмотря на восхваления пропагандистов упорно ведут по тому же трагическому пути, по которому идёт Новороссия. Разница лишь во временных сдвигах и уровнях пропагандистской промывки мозгов. Хотя и оно уже практически сравнялось. Так вот, есть такое непризнанное государство Луганская народная республика, которая седьмой год всеми своими выпуклостями стучится в состав Российской Федерации. В ЛНР Основной Закон просто -напросто заморожен. На него (если исходить из внутреннего содержания документа)никто не обращает внимания: ни глава республики, ни его московские кураторы, ни депутаты Народного Совета, ни, похоже, сами граждане, которых правящий марионеточный режим превратил, выражаясь криминальным жаргоном, в бесправных терпил.

Но обо всём по порядку. Независимость, как все помнят, ЛНР обрела в ходе всенародного референдума 11 мая 2014 года. Буквально через неделю был принят и первоначальный текст Конституции республики. Праздников по этому поводу никто не отмечает. Просто сложно себе представить, если граждане республики, среди которых уже более сотни тысяч — это обладатели паспортов РФ — вспомнят о том, что они живут по понятиям какого-то африканского клана. А так — нет праздника — не с чем поздравлять, нет и воспоминаний.

И дело даже не в том, что люди смирились с тем, что у них, как и у россиян на Большой земле, отняли право на свободу мысли, слова и творчества, сбор и распространение информации, свободу митингов и собраний, личной неприкосновенности, свободу передвижения, равенства перед законом и судом (хотя конституционно человек, его права и свободы являются высшей ценностью в ЛНР). Люди просто забыли, что такое нормально сформированные и гармонично функционирующие органы власти.

В республиках-де-юре гарантированы, но де-факто ликвидированы органы местного самоуправления. Вот, что об этом говорит Конституция ЛНР.

«Статья 1
1. Луганская Народная Республика является демократическим, правовым, социальным государством…

Статья 2
1. Источником власти в Луганской Народной Республике является ее народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением воли народа являются референдум и свободные выборы…

Статья 7
1. Луганская Народная Республика имеет свою Конституцию и законодательство, действующие на всей территории Луганской Народной Республики.
3. Органы государственной власти Луганской Народной Республики, органы местного самоуправления, образованные на территории Луганской Народной Республики, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Луганской Народной Республики, законы, и иные нормативные правовые акты Луганской Народной Республики.

Статья 8
В Луганской Народной Республике признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 25
1. Граждане Луганской Народной Республики имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Луганской Народной Республики имеют право в соответствии с настоящей Конституцией и законом Луганской Народной Республики избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме…

Статья 26
Граждане Луганской Народной Республики имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 54
3. Административно-территориальными единицами Луганской Народной Республики являются районы, города, поселки городского типа, поселки, села и иные административно-территориальные единицы.

Статья 56
2. Глава Луганской Народной Республики является гарантом Конституции Луганской Народной Республики, прав человека и гражданина…

Статья 59
Глава Луганской Народной Республики:
обеспечивает соблюдение прав и свобод человека, Конституции и законов Луганской Народной Республики, ее международных обязательств…

Статья 82
1. В Луганской Народной Республике признается и гарантируется местное самоуправление.
2. Местное самоуправление в Луганской Народной Республике обеспечивает в соответствии с настоящей Конституцией и законом Луганской Народной Республики самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
3. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Луганской Народной Республики».

Какие выводы можно сделать из вышеперечисленных цитат? Что ЛНР никакое не правовое и не демократическое государство. Что никто, включая главу республики как гаранта Конституции, не гарантирует её выполнения в части обеспечения функционирования местного самоуправления. Что административно-территориальное деление республики — по сути, профанация, так как централизованное управление, финансирование и кадровые назначения производятся из одного центра координации. Что граждане территорий никак не могут влиять на действия и политику назначенного Луганском администратора. Даже если она идёт вразрез с законом и чаяниями граждан «народной».

Соответственно, если в ЛНР нет местного самоуправления, то нет и выборов, нет депутатов, институтов помощников при депутатских корпусах. Нет депутатского контроля деятельности местных администраций, назначенных Луганском. А местных выборов в ЛНР и ДНР не было, на минуточку, с 2010 года!

Да, в российском медийном пространстве до сих пор озвучивают «Минском рождённую» мантру о возможном проведении местных выборов в ЛНР и ДНР вместе с Украиной и по украинскому же законодательству. Но украинское законодательство уже давно не действует на территории республик, а Украина, как известно, постановлением Верховной Рады № 3809 юридически отменила выборы не только на неподконтрольных её территориях (ДНР и ЛНР), но и на контролируемых частях бывшей Донецкой и Луганской областей.

Фактически Украина вышла из Минских соглашений, сузив весь минский процесс до уровня комиссии по обмену военнопленными и удерживаемыми лицами. Все ранее якобы достигнутые договорённости во времена куратора процесса Владислава Суркова растоптаны окончательно. И, вероятно, бесповоротно, учитывая политические ветры на Украине, которые отнюдь не северные.

На сегодня в ЛНР (и ДНР)нет глав городов и городских (районных, поселковых, сельских)советов (дум). Руководители и их заместители назначаются указом главы республики после проверки кандидатуры Министерством госбезопасности и согласования с Москвой. Сами кандидатуры возникают совершенно спонтанно — «кто-то предложил, не помню кто, но парень хороший» или «эй, ты, хочешь быть начальником?». Чаще всего в систему администрирования приходят люди, совершенно не имеющие политического опыта.

Это не только раздражает население, бьёт по имиджу республики в глазах российской, украинской и мировой общественности, но и бьёт по качеству управленческих решений. Страдает народ. Но помимо этого он полностью устранён от управления созданной его же волей молодого независимого демократического и правового (по Конституции) государства.

Статья 83 Конституции ЛНР гласит, что «организация местного самоуправления в Луганской Народной Республике, полномочия и порядок деятельности органов местного самоуправления определяются законом — Луганской Народной Республики». Такой закон есть, он называется «Об организации деятельности органов местного самоуправления в переходный период». В нём говорится, что «в случае фактического прекращения деятельности органов местного самоуправления сел, поселков, городов и районов, а также их должностных лиц Глава Луганской Народной Республики имеет право передать их функции и полномочия соответствующим администрациям городов и районов Луганской Народной Республики».

Что в ЛНР и сделано — местная выборная власть ликвидирована, зато созданы структурные подразделы республиканского аппарата. Избранные в 2010 году ещё по украинскому законодательству мэры и депутаты прекратили свою деятельность в одах, а новых согласно Конституции ЛНР никто так и не выбирал. А зачем? Куда удобней управлять территориями в ручном режиме и неограниченный срок. Как говорится в Законе, «до дня вступления в полномочия органов местного самоуправления, избранных на местных выборах, проведенных в соответствии с Конституцией Луганской Народной Республики и другими законами Луганской Народной Республики на территории Луганской Народной Республики». Круг замкнулся. И невооружённым взглядом простого обывателя, даже не юриста, видно, что замкнулся он по вине республиканских руководителей и их кураторов в Москве.

Потому как вопрос назначения выборов мэров и местных советов полностью находится в руках Л. И. Пасечника и Народного Совета. Но ни один, ни другой не инициируют восстановление конституционного порядка.

Да, существует мнение, мол, ЛНР — это воюющее за свою независимость государство. Во всяком случае, так это звучит из официальных уст, что формально отсылает нас к статье 59 п.11 Конституции ЛНР, согласно которому глава республики «…в интересах обеспечения безопасности граждан вводит в соответствии с законом чрезвычайное и военное положение в Луганской Народной Республике с последующим утверждением Народным Советом Луганской Народной Республики».

Впрочем, открыв Закон ЛНР «О военном положении», мы обнаружим, что органы местного самоуправления в период военных действий отнюдь не отменяются. На них, как и на предприятия, учреждения и организации, их должностных лиц, граждан могут возлагаться дополнительные обязанности. А в статье 6 п.3 Закона чётко прописано «Органы местного самоуправления оказывают содействие органам государственной власти и органам военного управления в обеспечении режима военного положения».

Но какие это органы местного самоуправления? Это назначенные без мандата народного доверия угодные луганскому(московскому) режиму эмиссары, или функционеры, избранные народом по Конституции ЛНР? Ответ очевиден. Таким образом, напрашивается вывод о том, что чихать хотели в Луганске на Основной Закон и на мнение граждан «народной». А действуют, исходя из политической или личной чиновничьей целесообразности.

Но что примечательно, той же логикой вполне себе успешно руководствуются и в Кремле. Пока её можно отследить в Хабаровске, когда без каких-либо консультаций с народом (1 июля показало — как режим с ним «консультируется») в регион направляется новый врио губернатора вместо избранного — силовым методом вывезенного в Москву С.Фургала в связи с подозрениями в уголовных преступлениях. Но что помешает Путину и компании ввести такую практику на постоянной основе и повсеместно?

Она уже, в принципе, введена. Выборы губернаторов при Путине (за редчайшим исключением)превратились в пустую формальность. Один шаг — доберутся и до мэров с депутатами. В самом деле: РФ окружена со всех сторон кольцом врагов, всё чаще в Кремле поговаривают о возможной внешней угрозе. Тут нам и созреет введение военного положения с ликвидацией местного самоуправления по лекалам Луганской народной республики.

Сегодня донбасские резервации — это такой себе полигон по отработке самых неординарных управленческих решений, ничего общего с прогрессом и цивилизованностью не имеющих. Дурной пример, как показывает практика, заразителен. Так что звучавшие в рекламных роликах за поправки в Конституцию РФ «Наша страна», «Наша Конституция», «Наше решение» — не более, чем банальный рекламный трюк для охлоса.

Чтобы страна и её Конституция стали нашими, следует очень много потрудиться. Всему народу. Всем гражданам. Не терпеть, а говорить. Не пресмыкаться, а бороться. Не прятать голову в песок, а рисковать. По-другому не бывает.


Автор Владимир Викторович Волк — публицист, Союз народной журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора