Как советская власть православие спасла

Эль Мюрид 23.06.2017 6:40 | Важное в блогах 203

Всем известно, что советская власть церковь не жаловала. Большевики твердо стояли на позициях материализма, атеизма и к религии относились крайне скептически, местами даже воинственно.

Первое время церкви и вовсе сносили аки Собянин пятиэтажки. Потом вроде бы перестали сносить, но к церкви как к институту все равно относились отрицательно, веру в Бога осуждали и посещение церкви рассматривали как несознательность.

Но при всем при этом я рискну утверждать, что советская власть положительно повлияла на православие в России и можно даже сказать спасла его.

Как это может быть? — спросите вы.

Как можно что-то спасти, разрушая и притесняя?

А вот можно!

Да, разрушали. Да, притесняли. Но в итоге — спасли и сохранили.

Такая вот получилась диалектика, тудыть ее растудыть.

Непонятно?

Сейчас поясню.

Число прихожан РПЦ за период советской власти действительно сильно сократилось. Наверное в сотни раз, а может быть даже в тысячи. Количество церквей сократилось тоже. И количество служащих значительно уменьшилось.

Но одновременно с этим в советское время у РПЦ выросло качество, в первую очередь качество прихожан. Потому что в советское время в церковь продолжали ходить лишь те, кто сохранил истинную веру, чья вера шла от души.

При советской власти прихожане носили в себе истинную веру, а не просто ходили в церковь по принципу «все ходят и я хожу».

Посещение церкви в СССР требовало определенной силы духа, на это нужно было решиться, осмелиться, не побояться косых взглядов и осуждения окружающих. Я уже не говорю о том, что посещение церкви закрывало перспективы карьерного роста.

Можно сказать, что прихожане РПЦ в советское время как бы повторяли путь Христа — через непонимание, через осуждение — к вере в Бога. Конечно, это было повторение пути Христа в малом масштабе, никто в СССР не казнил верующих физически, но по сути своей — это был тот же путь.

И за счет этого верующие при советской власти были хоть и немногочисленными, но настоящими, истинными.

Про служащих РПЦ советского периода ничего сказать не могу, не был знаком ни с одним из них, но что-то мне подсказывает, что они тоже были настоящими. Потому что служба в церкви в советское время не сулила ни материальных благ, ни признания в обществе, ни иных «бонусов». Наоборот, это была сплошная борьба с непониманием со стороны государства и общества. Да и продолжать службу, когда прихожан все меньше и меньше — тоже требовалась сила духа и сила веры — не бросить, не усомниться, не уйти.

Мне наверняка возразят, что если бы не советская власть — было бы еще лучше, прихожан было бы больше, в том числе истинно верующих.

Ну давайте тогда посмотрим вокруг.

Вот, советской власти не стало и народ массово пошел креститься. И церквей стало больше. И служащих стало больше. Но что мы видим?

Мы видим стремительное обесценивание веры.

Верить стало легко, верить стало модно — и народ начал цеплять крестики, забывая надеть трусы. Народ начал ставить иконки на бардачок как какие-то шаманские обереги, чтобы гонять по встречке не страшно было. Народ начал совершать обряды без веры, превращая православие в какое-то шоу, культурно-массовую программу развлекательного типа.

И сама церковь тоже начала терять качество — не буду подробно расписывать этот момент, но думаю все понимают, что я имею ввиду.

Да, увеличилось количество прихожан, увеличилось количество храмов, увеличилось количество служащих, увеличились размеры пожертвований… но качество упало.

А ведь качество — в данном случае самое главное.

Вера — это не товар в магазине, про который можно сказать «зато объемы растут». Вера не может быть второго сорта. Вера второго сорта — это не вера, а идолопоклонничество.

Не может церковь понижать свой уровень в погоне за количеством верующих, числом храмов и объемами пожертвований.

Церковь, которая допускает понижение уровня в погоне за массовостью и сборами — это не церковь, а шоу-бизнес.

Вот и получается, что после ликвидации советской власти православная церковь начала постепенно превращаться в разновидность шоу-бизнеса.

Ни в коем случае не хочу обидеть отдельных верующих и служащих, которые все делают от души, с глубокой внутренней верой, но ситуация в целом — такова, как описано выше — православная церковь постепенно превращается в шоу-бизнес.

Мне могут возразить, что как раз советская власть в этом и виновата — вытравили из народа веру в Бога, вот теперь бывшие пионеры и носят крестики как бижутерию.

Но и на это мне есть, что сказать.

Посмотрите на католическую церковь:

На Западе наблюдается точно такое же обесценивание веры, как в России. Даже в еще больших масштабах. Европейцы уже прошли этап, когда носили крестики как бижутерию, теперь они их вообще не носят. И забавляются карикатурами в Шарли Эбдо, где Иисус изображается в самых неприличных позах. И еще разного рода инсталляции делают, где ставят кресты в ночные горшки и называют это произведениями искусства.

Среднестатистический европеец даже иконку на бардачок не ставит, да и крестик не носит — он теперь считается католиком или протестантом чисто номинально, по происхождению. Родился в католической семье, покрестили в католической церкви — значит католик, покрестили протестанты — значит протестант. И на этом все.

Обесценивание христианства в Европе зашло дальше, чем в России именно потому, что началось раньше и идет дольше.

Просто в Европе это было не так заметно, потому что процесс шел постепенно, на протяжении всего 20-го века, в течение многих лет.

В отличие от католической церкви в Европе, православная церковь в СССР, испытав потрясение в начале века, утратив большую часть часть храмов и растеряв прихожан, сохраняла свое качество, свой уровень — до того самого момента, пока не была ликвидирована советская власть.

Рискну даже предположить, что за время советской власти качество православной церкви в России выросло — по указанным выше причинам — в церковь ходили и служили там только те, кто хранил в себе истинную веру. Случайных людей, приспособленцев и тех, кто ходил «по инерции» при советской власти в церкви не осталось.

Вот такая получилась парадоксальная ситуация.

Такая вот диалектика.

Советская власть, которая официально отрицала религию, осуждала ее, а в первые годы и вовсе разрушала храмы и боролась с верой — сохраняла православной церкви в России ее качество и спасала православие от тех разрушительных процессов, которым подвергалась католическая церковь в Европе.

Но вот, советской власти не стало и православная церковь начала стремительно нагонять католичество на пути обесценивания веры.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора
Видеорепортаж
loading videos
Loading Videos...

Популярное за месяц

Партия нового типа
Центр сулашкина