Итак, свершилось. Государство в лице Минтруда официально объявило о том, что собирается полностью отказаться от своих социальных и пенсионных обязательств перед гражданами страны. Министерство труда предложило преобразовать три государственных внебюджетных фонда Пенсионный фонд России, Фонд ОМС и Фонд социального страхования в публично-правовые компании, затем слить их воедино и создать некий социальный мегарегулятор.
Официально декларируемая идея этого проста и должна быть привлекательной для почтеннейшей публики. Дескать, сейчас тот же Пенсионный фонд законодательно ограничен в своих вложениях, а вот когда он станет публично-правовой компанией, то начнет так вкладывать средства граждан, что они все сразу чуть ли не разбогатеют.
Сложно воспринимать это как-то иначе, чем обычное вранье. Если подходить к данному вопросу с точки зрения инвестиций, то заработать больше, чем в среднем по рынку, это новообразование будет неспособно. Достаточно посмотреть хотя бы на то, как и насколько эффективно до этого вкладывались средства Пенсионного фонда. Сказать, что это был ничтожный результат, значит, не сказать ничего.
За прошедший год доходность от вложений средств Пенсионного фонда, а это 276 млрд.руб. (вполне приличная сумма, чтобы попилить ее между своими ребятами) не превышала 2,6%. Для сравнения те же банковские депозиты в Сбербанке были не ниже 5%, вложения только в государственные бумаги РФ дали доходность порядка 9%, вложения в желтый металл так и все 19%.
Теперь к этому крайне неэффективному управлению имеющимися ресурсами правительство решило добавить возможность того, чтобы перечисленные в эти фонды средства могли вкладываться в высокорискованные активы. Результат этих вложений можно уже предсказать заранее: все эти вложения прогорят.
Однако здесь есть одно принципиально важное отличие. Если бы они прогорели в государственном пусть и внебюджетном фонде, то за это должно было бы отвечать государство. А если они прогорят в публично-правовой компании, то государство за это уже не отвечает. Оно здесь не при чем. Это же какая-то компания просадила вложенные туда средства. Коммерческие риски, знаете ли. Возможно, даже кого-то накажут, но скорее всего руководители этой схемы заблаговременно отбудут в Лондон, будут иногда предаваться там ностальгии и с интересом наблюдать, как российские правоохранительные органы будут напряженно и безуспешно бороться за их выдачу в Россию.
Что же касается создания очередного мегарегулятора, то об успехах работы подобных структур наглядно свидетельствуют «успехи» на этом поприще другого, уже несколько лет функционирующего «мегарегулятора» — Банка России, генерирующего ежегодно убытки в размере почти полутриллиона рублей, но при этом все, находящиеся внутри этой системы, прекрасно себя чувствуют. Так что схема уже накатана и, похоже, вызывает черную зависть у своих коллег по движению.
Инициативу Минтруда и курирующего его вице-премьера понять можно. Схема с повышением пенсионного возраста прокатила и не вызвала столь серьезных возмущений народа, как ожидалось, поэтому не стоит останавливаться на достигнутом. Если прошло то, то дело со сравнительно честным изъятием пенсионных накоплений у населения должно пройти еще проще. Главное – засунуть это в красивую обертку и поманить, а дальше сожрут вместе с оберткой.
Поэтому любые подобные идеи государства по передаче народных средств каким-то некоммерческим организациям, вероятно, либо должны пресекаться обществом на корню, либо, если властям так уж хочется поиграть в такие некоммерческие структуры, в них могут участвовать те граждане, кто посчитает это нужным для себя. Для остальных же было бы логичнее, чтобы государство вернуло им всё, что они на протяжении своей жизни перечисляли в государственные фонды с накопленными на них за весь период процентами, и у них было бы право самостоятельно решать, что и куда вкладывать или каким-то иным способом распоряжаться этими средствами.
Идея Минтруда – это еще один вполне наглядный пример того, как нынешняя власть относится к гражданам России и какие реальные цели ставит перед собой.