Невидимая битва

soiz [1231402] Общество 57
(фото взято из Яндекса)

Когда глядишь на весь наш мировой и отечественный бардак, то задаешься вопросом: «А как это все вообще держится?» Вопрос даже не в том, почему все так плохо, а в том — почему вообще человечество до сих пор живо? Что его сохраняет? Какая сила?

Существуют представления, что человека конструирует и поддерживает власть, элиты. Но мы видим, как советская элита, которая создала сверхдержаву, через несколько поколений превратилась в удивительных врагов, в страшных нелюдей, уничтоживших эту сверхдержаву и вернувших капитализм в самом людоедском виде. И эта элита передает своим потомкам не лучшие черты, а создает какую-то необратимость последующей деградации. Все только усугубляется, и понятно, что дети этих элитариев будут намного более страшными, чем их отцы. Этот вектор деградации, дегенерации — настолько очевиден, что предположение будто человека, человеческий образ каким-то образом поддерживает власть — кажется совершенно фантастическим и невероятным. Как подобная элита может держать что-либо? (Я говорю о России прежде всего, не буду рассуждать о том, как устроены элиты других стран). В нашей стране элита не может ничего держать, не способна в принципе созидать. Она уже распилила половину державы, грандиозный потенциал СССР и фактически занимается уничтожением народа.

Но что тогда держит и Россию,  и мир, и человечество?

Вспоминается восклицание из Апокалипсиса: «Кто подобен зверю сему? И кто может сразиться с ним?» И мы видим, что силы разрушения, разложения, деструкции — кажутся непобедимыми, необоримыми. Они мощные, торжествующие!

Царь Смерь — непобедим. Как даже можно помыслить о сопротивлении ему?

Князь мира сего попирает человека, втаптывает его в грязь. О какой борьбе может идти речь, когда, кажется, уже все силы сопротивления рассеяны, и даже сама мысль о возможности противостояния угасла. И я не знаю — произошел ли человек от обезьяны, но очевидно, что враг рода человеческого, эти темны силы деградации всеми силами именно пытаются превратить человека в обезьяну.

Так что еще держит человека? Помните это толстовское вопрошание, которым был назван рассказ-притча «Чем люди живы?» Где это самое ядро, самое главное, что еще способно человека удерживать от полной погибели? Ведь человечество живет в ожидании Конца света уже давно, в этом страшном ощущении, что мы подошли к краю пропасти, из которой не будет возврата.

Есть у Льва Николаевича Толстого удивительный рассказ «Фальшивый купон». Он создал литературную модель, в которой проследил то, что можно назвать «социальной кармой», цепочкой взаимосвязей причин и следствий. Он образно показал, как самый вроде ничтожный поступок, такой как подделка купона, запускает механизм зла. От маленького проступка начинает катиться вал зла, набирая силу, увеличиваясь в размерах, умножаясь. И вот начинает казаться, что эту силу уже ничто не может остановить, оно продолжит свое наступление до победного финала, захватив и утопив в себе буквально все. Но этот вал зла наталкивается на простую женщину, которая не захотела стать проводником этого торжествующего зла, и вот он разбивается. И потом начинается прорастать нечто иное.

Можно сказать, что Лев Николаевич Толстой просто сочинял красивые истории, а, возможно, он кое-что понял про то, как устроен наш мир, который держится потому, что идет непрерывная битва. Но если зло шумно, у всех на виду в своем разврате богатства и насилия, то добро тихо, порой неприметно. Но в своей тихой неприметности умеет давать отпор страшному Зверю.

Есть такой историк, с левыми убеждениями Егор Яковлев. На меня произвело впечатление видео с ним, в котором он (кажется в гостях у Семина) рассказывал о формировании своих взглядов. Он поведал историю из своей еще школьной юности. А в школе он учился в те годы, когда СССР распался. И был момент, когда они еще ходили в красных галстуках, а потом случилась государственная катастрофа, исчез Советский Союз, а с ним и пионерия. И вот однажды все в школу пришли уже без ставших ненужными красных галстуков. Кроме одной девочки в классе. Детишки, быстро освободившиеся от «советских предрассудков», ее стали поддразнивать: «А чего ты? А зачем?» А девочка не только пришла в красном галстуке, но и как-то обосновывала свое решение…

Возможно, в данном случае проявилось влияние родителей девочки, которые имели определенные убеждения в ту подлую эпоху, когда убеждения стали недозволительной роскошью. Но одно дело слушать родителей, а другое — отстаивать позицию перед своими сверстниками, а дети подчас умеют быть жестокими.

Егор Яковлев ничего больше не рассказал о судьбе этой девочки, и, может быть, она в жизни не совершала больше таких сильных поступков. Но и этот единственный поступок оказал сильное воздействие на Егора Яковлева, судя по тому, что он его вспомнил сейчас, годы спустя. И возможно этот небольшой толчок определил, сдвинул направление его жизни. И теперь он интересный, левый историк, который своими выступлениями тоже, может быть, чуть-чуть сдвигает судьбы других людей…

В старой советской песне Градского есть такие слова «Ничто на земле не проходит бесследно…» И, быть может, маленькие, неприметные поступки, которые никто не увидит, никто не узнает — они, тем не менее, в общей ткани жизни играют свою важную роль.

Идет незримая, невидимая битва. Много фраз сказано про битву добра и зла. И мы готовы видеть в этом что-то грандиозное, пафосное, под шум барабанов, под стук щитов и мечей. А все происходит тихо, без шума, в обыденном течение жизни, в простых ситуациях… И эти малые поступки как раз и не дают совершиться окончательной победе зла, не позволяют столкнуть человека в пропасть.

 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора