Патентные несуразицы в истории

kajaleksei В мире интересного 110

Недавно вспомнилась одна забавная история, связанная с патентами и копирастами, про которую почему-то очень редко пишут. Это произошло в 18 веке, когда в Англии некий хитрец (нагуглилось, что это был Джеймс Пакард или Пикар из Бирмингема) сумел запатентовать принцип кривошипно-шатунного механизма (именно сам принцип преобразования поступательного движения во вращательное) и тем самым надолго (на несколько десятилетий) затормозил развитие НТП практически во всем мире. Удивительно, но даже в знаменитой свободной Википедии, в специальной статье о кривошипно-шатунном механизме, об этой грязной истории нет ни слова. А ведь по сути дела, это был один из первых в мире патентных троллей.

Всем разработчикам поршневых двигателей, которые не хотели платить разорительный роялти, приходилось, придумывать сложнейшие конструкции для преобразования поступательного движения во вращательное, основанные на каких-то иных принципах, чем кривошип. Результаты подобного технического творчества мы можем сейчас наблюдать на замысловатых музейных экспонатах (если не знать причин, то можно было бы заподозрить наших предков в слабоумии). Впрочем, как только срок патента наконец-то иссяк, то все эти хитрости ушли в историю, и кривошипно-шатунный механизм навсегда стал главным по преобразованию поступательного движения во вращательное и обратно.

С этим хитрецом когда-то долго боролся знаменитый Джеймс Уатт (тот самый изобретатель, в честь которого названа единица мощности). Он пытался оспорить патент, но так ничего и не смог сделать (пришлось ему изобретать для этих целей особый планетарный механизм). Зато, на основании полученного опыта, он сумел настолько ловко запатентовать паровой двигатель собственной конструкции (тоже, на уровне принципов), что на долгие годы смог сохранить свою монополию в этой области.

Кстати, вспомнил еще одну знаменитую байку про Уатта, почти на ту же тему. Дело в том, что на заре паровых двигателей они не были автоматическими и управление клапанами осуществлялось вручную, оператором. Открывание и закрывание клапанов считалось легкой работой, поэтому на нее обычно нанимали детей. Один умный но ленивый пацан, с помощью палок и веревок присоединил рычаги клапанов к валам таким образом, что они сами стали вовремя открываться и закрываться, а изобретатель, в это время, мирно дрых в укромном уголке. Уатт, однажды, инспектируя свою машину, обнаружил это безобразие, срисовал схему в блокнотик, запатентовал и внедрил с огромной выгодой для себя. Потом его замучила совесть и он решил найти хитрого пройдоху и как то вознаградить за смекалку. Но оказалось, что машину, где тот зарабатывал на хлеб, уже модернизировали по изобретенной им же схеме, надобность в ручном управлении клапанами отпала, гениальный паренек был уволен и сгинул в неизвестности.

Источники этих баек выдать не могу, потому что уже не помню, когда и где именно их слышал. Слишком уж давно это было. А в интернете почти ничего не нашел (когда-то заметки на эту тему попадались, но сейчас не нагуглились).

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора