Про скутеры и самокаты

anlazz Общество 63
Фото отсюда

Интересно, но нынешний «кипиш с электросамокатами» практически один в один повторяет ставшую уже историей (хотя и недавней) ситуацию со скутерами. Напомню, что лет десять-пятнадцать назад эти самые китайские мопеды стали очень популярными среди населения. Это обеспечивалось их невысокой ценой: Китай тогда только осваивал «внешний рынок» транспорта, и поэтому «выбрасывал» туда модели, практически, по себестоимости. (Купить новый скутер можно было за 10 тыс. рублей – что для конца 2000 были уже не высокие деньги.)

Впрочем, была и еще одна причина распространения подобных двухколесных машин: мопеды тогда находились в, практически, «нерегулируемой зоне». Т.е., ездить на них можно было не имея прав, и не соблюдая никаких правил дорожного движения. Точнее, формально-то соблюдать их надо было – но именно формально, поскольку ни один «боец ГИБДД» ничего со скутеристами сделать не мог. (Прав нет – значит, нельзя пугать их отбором. Да и штраф выписывать на машину, не имеющую формального владельца, практически было невозможно.) Поэтому на скутерах катались пьяными – вплоть до полной невменяемости, катались подростки и практически дети (лет 10-12), катались, игнорируя знаки, полосы и прочие подобные вещи.

Ну, и разумеется, докатались! В том смысле, что – по мере нарастания числа подобных мопедов – они были введены в «правовое поле» через требование наличия прав. (Категория «М».) И хотя подобная практика могла показаться несерьезной: ну, в самом деле, что изменится, если даже права на машину особенно не способствуют аккуратной езде. Но на самом деле изменилось многое – а именно, скутеры практически пропали с улиц. Нет, конечно, совсем они не исчезли, тем более, что особых проблем получить права нет. (Если есть права категории А или В – то сделать это можно автоматически.) Но оказалось, что удобство подобного транспорта без выхода за «правовое поле» крайне условно. (Иначе говоря, 80% этого удобства были или в возможности ездить пьяным, или в возможности управлять им до достижения 16 лет.) И даже низкая цена и высокая экономичность на этом поле оказывается вторичной.

С самокатами ситуация обстоит так же. В том смысле, что пока они являются «нерегулируемым видом транспорта», популярность их крайне растет. Но одновременно растет и число проблем от движения подобных «невидимых для ПДД» ТС. Что, в конечном итоге, неизбежно должно привести к одному: к снятию этой самой невидимости. То есть, превращение в «обычное транспортное средство», обязанное к движению по проезжей части со всем соблюдением правил движения. Что – со 100% вероятностью – будет означать резкое снижение их популярности. Поскольку – см. выше.

P.S. Сразу скажу – данный пост не столько о транспорте, сколько о моделях.  В том смысле, что ситуация со скутерами и самокатами, практически, описывается одной и той же моделью. В которой важную роль играют не технические особенности данных машинок, а социальная роль их владельцев.

P.P.S. Ну, а о том, почему самокаты, скутеры, мопеды, велосипеды, моноколеса и т.д. не могут рассматриваться в качестве основного вида транспорта в городах, надо, понятное дело, говорить отдельно.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора