Сердюкова нет, сердюковщина осталась

Волк В.В. Политика 79

Владимир Владимирович Путин очень много говорит об обороноспособности страны. Это даже стало неким особым пунктом практически всех его публичных выступлений и комментариев приближённых к Кремлю экспертов. Хрущёвская «кузькина мать» меркнет.

В обновленной Стратегии национальной безопасности РФ, которую своим указом утвердил президент и которая является базовой для всех органов власти и служит основой для формирования отраслевых стратегических доктрин, наша страна и фактически, и юридически начала подготовку к войне. И это не шутка.

Но есть и другой пункт, о котором и президент и его информационная подтанцовка предпочитают помалкивать. А именно о плачевном состоянии целого ряда ориентированных на производство военной продукции предприятий, которыми управляют люди, совершенно не озабоченные обороноспособностью страны.

К таковым можно отнести единственный в России завод — производитель специальных кабелей военного назначения «Севкабель» в Санкт-Петербурге.

Как пишут в СМИ, завод, располагающийся кроме всего на «аппетитном» участке земли, ликвидирован. И не просто ликвидирован, коллективные «эффективные менеджеры» в ходе процесса администрирования умудрились пробить огромную финансовую дыру. Но чем в целом, кроме бюджетных потерь, эта ситуация чревата для российской обороны?Первое, Объединенная судостроительная корпорация оставлена без поставок уникальных кабелей для атомных лодок, в том числе кораблей ядерного сдерживания. Второе, новый конкурсный управляющий «Севкабеля» Кирилл Пестряков, прибыв в апреле сего года на предприятие, с удивлением обнаружил, что в цехах завода не осталось ни рабочих, ни уникального оборудования.

Как пишет портал dp.ru, ООО «Производственная компания «Севкабель» существует с 2017 года, когда самарская промышленная группа «Росскат» купила у подконтрольной банку «Санкт-Петербург» группы «Севкабель» кабельное оборудование общей стоимостью 600 млн рублей. Банк, санировавший предыдущее юрлицо, под которым работал «Севкабель» после его банкротства в кризис одов (завод задолжал $75 млн), разделил активы должника на три части: интеллектуальную собственность (включая товарный знак «Севкабель» и результаты НИОКР завода), земельный участок 14 га на Кожевенной линии Васильевского острова и оборудование. Бренд и технические наработки достались шотландскому офшору Brover Service Lp, земля передана в управление ООО «БСПБ Капитал». А оборудование продано «Росскату» и внесено им в уставный капитал созданного тогда же ООО «ПК «Севкабель».

Цепочка проблем предприятия и коллектива началась после банкротсnва АвтоВАЗбанка, владевшего группой «Росскат». Санатором всего имущества вместе с «Севкабелем» был назначен банк «Траст». ПО «Севкабель» пытались возобновить производство на другом имущественном комплексе. Был выбран Кировский завод, на территорию которого были перевезены два первых цеха, которые уже можно было запускать. Но суд с подачи «Траста» ввёл конкурсное производство, а поставленный «Трастом» конкурсный управляющий поменяла охрану, закрыла цеха, уволила всех рабочих. И отказалась платить аренду, так что в итоге Кировский завод расторг договор.

Когда уже по решению арбитражного суда, разбиравшегося в сложных организационно-финансовых проблемах оборонного предприятия, был назначен новый конкурсный управляющий «Севкабелем», завод уже был полностью остановлен. Из 500 человек работников осталось лишь 24. Квалифицированные специалисты, которых готовят, как правило, годами, были все уволены. Станки «исчезли» в неизвестном направлении.

Это при том, что «Севкабель» был единственным в России заводом, который выпускал кабели, пригодные для использования в новейших атомных субмаринах и надводных кораблях. Для путинской России такая ситуация не нова. Просто сложно себе представить, что в нормальном государстве, где есть адекватный президент и грамотное правительство, работает конституция, законы и здравый смысл, предприятиями (а тем более, незаменимыми) оборонного цикла рулили то банкиры, то кассиры.

Вину за сложившуюся ситуацию Кирилл Пестряков возложил на Елену Савчук, которая была назначена конкурсной управляющей в ноябре 2020 года с подачи банка «Траст», и под управлением которой исчезли и люди, и станки. Что не удивительно. Хотя между строк всех судебных исков и решений читается главное: виноваты государственные мужи, которые в целом легко и непринуждённо действиями и бездействием допускают подобную ситуацию, причём вопреки требованиям закона о гособоронзаказе.

Вообще закон № 275-ФЗ требует согласования возможности ликвидации таких предприятий, как «Севкабель», только после согласования с государственным заказчиком по линии гособоронзаказа. Неисполнение этого требования сделало невозможным выполнение очередных этапов строительства и ремонта кораблей и как следствие выполнение заданий ГОЗ. Управляющий требует взыскать с Савчук убытки, нанесенные утратой оборудования стоимостью 1,2 млрд рублей, а также — по просьбе Объединённой судостроительной корпорации — пытается хоть как-то восстановить производство кабеля с имеющимися станками, если их удастся найти. Потому что в противном случае ОСК придется тратить деньги и не менее ценное время на то, чтобы научить другой завод делать эти уникальные кабели. И как бы этот завод не оказался где-нибудь в Китае.

Впрочем, в любой ситуации нужно зрить в корень и искать того, кому выгодна данная потеря завода. Российским высокопоставленным чиновникам, курирующим оборонную сферу? Тогда почему они ещё работают и не находятся в списках иностранных агентов?

Бизнесменам, практикующимся на распиле ресурсов и всего, что в РФ «неправильно лежит». То есть ещё не прибрано к рукам. Возможно, и это. Похоже, что и объятый дыханием Финского залива земельный участок в Васильеостровском районе кого-то привлекает больше, чем безопасность Отечества.

Иными словами, Сердюкова убрать можно, но сердюковщина из путинской России никуда не делась. Стоит, родимая, в полный рост. Это только один частный случай. А их ведь в самой большой стране на планете — великое множество.


Автор Владимир Викторович Волк — публицист, Союз народной журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора