Споры о советском

Самое важное в спорах о советском прошлом Споры о советском не сходят на нет, а наоборот – обостряются, иногда принимая форму интересного обмена мнениями как, например, в известной беседе Шевченко и Сванидзе. Споры сами по себе говорят об остроте и живости темы, но… Я не люблю Макаревича, но вспомнил строки: Вагонные споры — последнее дело, Когда больше нечего пить. Но поезд идет, бутыль опустела И тянет поговорить. Я всегда разделяю спор и диалог. Диалог носит заинтересованный характер, оба собеседника слушают друга с желанием понять. Спор это нечто иное, хотя внешне похоже. Как мне кажется, вопреки известному утверждению, в споре не рождается истина. Вспомните, как часто вам удавалось в спорах переубедить своего противника? Чтобы он поднял белый флаг и признал свое поражение? Или как часто вы сами капитулировали в спорах? Я думаю, что никто такого случая вспомнить не сможет. Почему? Потому, что спор это форма идеологического столкновения. В этом столкновении никто не хочет терпеть поражения, обе стороны хотят победить, даже если факты исчерпались. Потому, что дело не в фактах, а в ценностях. Но значит ли тогда, что споры совершенно бессмысленны? Нет. Они бессмысленны, если ставить цель «переубедить противника». Надо сразу понять, что это сделать не получится, и даже самые аргументированные доводы будут восприниматься, как варварская атака на священные ценности, которые находятся внутри любого идейного ядра. Свои божки, своя земля обетованная есть и не только у монархистов, но и у либералов (какой-нибудь «град на холме»). Поэтому по сути споры представляют собой некую форму религиозных войн. Факты в этих войнах используются лишь как камни для катапульт, но никто не предает своих святынь, даже если камни исчерпались: «Камни кончились? Ну, хорошо, мы пойдем в атаку с копьями и булавами». Но споры тем не менее полезны, если их вести с осознанием того, что я сказал выше. Спор в таком случае позволяет провести разведку боем, понять ценности, структуру мышления оппонента. Это очень важно. Кроме того, споры позволяют провести демаркационные линии и таким образом составить некую карту расколотого общества. И это тоже очень важно. Вспомню того же Макаревича: И оба сошли где-то под Таганрогом, Среди бескрайних полей. И каждый пошел своею дорогой, А поезд пошел своей. Сам тот факт, что советская тема остается такой горячей, не прекращающаяся атака на совков — говорит об одном поразительном факте, который осознается противником, но не вполне понимается самими совками – несмотря на разрушение СССР, не смотря на годы реформ и промывание мозгов советский народ каким-то образом выжил. Об этом пять лет назад с ужасом и содроганием на сайте Левада-центра написал Гудков: «Года три назад из уст одного из пожилых секретарей Союза журналистов РФ я услышал такое заявление: «Два десятка лет без Советского Союза, Перестройка и рынок не поколебали сознания «человека советского». Товарищ Сталин почти 60 лет как в могиле, но его неустанная мичуринская деятельность по выведению вида Homo Soveticus до сих пор приносит плоды». Спустя два десятилетия после отмены советской власти в России «совок» жив и во многом продолжает определять жизнь посткоммунистической России, хотя и мутировал». Понимаете, что произошло? Нам много говорили, что сам СССР был чем-то искусственным, а идея «советского народа» была совсем мифической, далекой от реальности и не жизнеспособной. И вот вдруг оказалось, что ее даже спустя несколько десятилетий невозможно убить – советский народ жив, устоял. Как это могло произойти, что это такое? Это важно понять, намного важнее, чем просто впустую тратить силы в спорах. Самим совкам крайне важно осознать то, что видят их противники – сохранившуюся советскую общность. Нам, самим совкам, необходимо наконец ощутить себя как единую, выжившую общность, мы должны повысить градус самосознания и солидарности, перестать просто действовать, как разрозненные единицы, которые отмахиваются от атак, а почувствовать себя частью большого целого. Даже утратив свое советское государство советский народ смог выжить. Израненный, побитый, но живой. Существование народа без государства – возможно, чему ярким примером являются евреи, которые столетиями жили в рассеянии, мечтая о земле обетованной и Иерусалиме. И, как мне кажется, именно сохранившийся советский народ и должен стать субъектом восстановления своего государства – СССР 2.0. Да, пока это народ загнанный в подполье, в катакомбы. Но то, что жило в катакомбах однажды стало мировой религией… Так, что дорогие братья и сестры (а братьями и сестрами я считаю всех советских людей не взирая на происхождение и цвет кожи), давайте пробуждаться в качестве общности. Это великая, большая цель, внутри которой будет найдено место для различных малых целей. |
Лента новостей
- Блогер выложил фото после операции и прослыл в сети погибшим оппозиционером
- В Петербурге полковник полиции извинился перед пострадавшей во время акции
- Обязательное маркирование животных в России может начаться не раньше 2022 года
- Китайские истребители J-16 вошли в опознавательную зону ПВО Тайваня
- Огромная военная база российских военных появилась в Ливии — её размеры поражают
- Украина планирует отсоединиться от российской энергосистемы
- В Краснодаре на цветочном рынке взорвался газ. Площадь пожара — 150 кв.м.
- Новости экономики. 23.01.2021
- Операторы попросили Минцифры оплатить им слежку за больными COVID-19
- Китайцы вместе с Дерипаской займутся добычей угля в Забайкалье при поддержке государства
ПОКАЗАТЬ ЕЩЕ