В чем проблема с амишами

anlazz Общество 36

Фото: Соцсети

Фритцморген тут опубликовал пост под названием «Почему амиши так долго живут?» . Правда, в этом посте он чуть ли не сразу указал на то, что амиши живут на 6 лет меньше, нежели обычные американцы. (72 года против 78.) Тем не менее, сути это не отменяет, поскольку основной посыл поста состоит в том, что «…врачи врачами, но всё же наше здоровье на 90% зависит не от врачей, а от нас самих. Отказ от алкоголя, отказ от чернушных новостей про политику и катастрофы, простая диета и умеренные физические нагрузки — вот нехитрые рецепты, способные сделать для наших организмов больше, чем ежемесячное посещение самых дорогих клиник города…»

Надо ли говорить о том, что указанная «концепция» — «воздержание есть благо» — является одной из основных максим правых, причем, с очень давних времен. (С тех времен, которые, по сути, и породили амишей, равно как и множество иных протестантских сект.) В особенности популярной эта идея была в викторианскую эпоху, когда именно необходимостью удерживать народ в «здоровой бедности» оправдывалась низкая заработная плата рабочих. («Если им платить больше, они пойдут в кабак и все пропьют – потеряв душу».) Впрочем, и в поствикторианское время кто из правых только не заявлял с высоких трибун о «зле перепотребления».

Правда, при этом речь шла именно о перепотреблении масс. Что же касается элит, то тут возмущение вызывали только «слишком уж» вопиющие примеры. (Скажем, показная роскошь нуворишей – вроде описанного у Фитцжеральда «Великого Гетсби».) Более того – часто богатая жизнь вообще рассматривалась как «тяжелая необходимость» господ: дескать, им самим хотелось бы ходить в заплатанном сюртуке да есть черный хлеб с водой. Но необходимость соответствовать обществу требует бриллианты и фрикасе. Поэтому народу стоит не возмущаться на роскошные интерьеры дворцов и стоимость господских обедов – а понять, что это такой тяжелый крест, который не каждый выдержит!

То есть, идея о том, что «народ зажрался» в рамках потребительского общества – это изначально правая идея. Но об этом, разумеется, надо говорить отдельно. Тут же следует вернуться к амишам и их высокой продолжительности жизни. Поскольку тема реально интересная: с одной стороны, идея о том, что медицина «при правильном образе жизни» не нужна — реально иррациональная. (Хотя в РФ сейчас немало лиц, которые считают, что врачи только мешают больным – и поэтому медицинское обслуживание должно быть сокращено.) Ну, а во-вторых, амиши действительно проживают в среднем по 72 года, что не так уж много, но в сравнении с бедными странами неплохо.

Правда, есть еще кубинцы, которые проживают в среднем те же «среднеамериканские» 78 лет при наличии хорошей медицины, но постоянном дефиците всего остального. (Точнее – всего, что выходит за рамки потребностей для выживания.) И это рисует совершенно иную картину, нежели то, что привыкли утверждать правые. Но в данном случае важным является даже не это. А то, что реальное благополучие амишей – равно как и их «экономическое процветание» — в реальности объясняется довольно просто. Дело в том, что данная секта – равно, как и все остальные секты подобного рода – это просто-напросто «социальные паразиты».

Которые паразитируют на «нормальных американцах» — тех, кто вкалывает на заводах или горбатится в офисах. Создавая ту самую благоприятную внешнюю – для амишей – среду, в которой можно относительно успешно жить даже на амишском уровне. Ну, в самом деле, ведь что было самым страшным «с медицинской точки зрения» во времена, когда эти общины появились? Разумеется, массовые эпидемии, которые буквально выкашивали целые города. Теперь их – слава эпидемиологии – не существует, а значит, одна из важнейших опасностей для здоровья отсутствует.  (В реальности «антиэпидемически» в тех же Штатах не может вести себя ни одна община – санитарный контроль тут выступает одной из базовых задач государства.)

Кроме того, как было сказано даже у Фритца, реально серьезные случаи болезней амиши, все же, предпочитают лечить. (Эта секта довольно мягкая, гораздо мягче тех же «Свидетелей Иеговы».) И единственное, что отличает их взаимоотношение с врачами от взаимоотношений иных лиц, так это отсутствие медстраховки. Впрочем, в США подобной вещи не имеют порядка 13% американцев и практически все мигранты-латиноамериканцы. Поэтому они – так же, как и амиши – вынуждены платить своими деньгами за лечение. Только, в отличие от сектантов, делают это много чаще: для них нет спасительной изоляции от тех же инфекций. Впрочем,  американское государство защищает общины от необходимости лишних контактов с «чужеземцами».

То есть, можно сказать, что реальное существование подобных социальных изолятов невозможно без полицейской и военной защиты:  думаю, не надо говорить, что нашлось бы множество желающих захватить земли людей, живущих на уровне XVIII века-  т.е., не знающих про современное оружие. (Пацифизм в этом мире возможен только тогда, когда кто-то сможет защитить пацифиста от агрессии.) Поэтому, фактически, они тут также «сидят на шее» у других жителей США. Впрочем, понятно, что этот «паразитизм» почти не заметен: амишей мало – как мало и других «особых религиозных общин» — и поэтом жаловаться на них грех.

Но вот переносить «амишский опыт» на другие – гораздо более многочисленные – социальные группы,  разумеется, нельзя. Скажем, нельзя лишать людей возможностей современной медицины – хотя бы в плане отказа от массовых медстраховок – чего постоянно добиваются многие правые. Поскольку результат этого будет достаточно предсказуемым и не сказать, чтобы приятным. (Еще раз: вне изолированных групп те же простудные заболевания являются намного более опасными.)

P.S. Ну, и разумеется, смешно считать тех же амишей людьми, во всем следующими нормам позапозапрошлого века. Поскольку в реальности очень многие вещи так достаточно современные: скажем, никто не занимается выплавкой «кричного железа» при условии наличия «внешней металлургии». Или, скажем, в подобной общине никто даже не задумывается о том, надо ли мыть руки или пить кипяченую воду – хотя в 18 столетии это показалось бы странным. Так что в действительности все это выглядит не как «анклавы прошлого», а как вариант достаточно реалистичного реконструкторства. Ну, вот хотят люди жить так, как – с их точки зрения – жили предки, так почему бы и нет?

А вот если кому хочется реального архаизма – то пускай отправляется в ту же Индию или Африку. Где десятки миллионов людей проживают один в один так же, как их далекие предки. Со всеми вытекающими последствиями.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора