Там, где нас нет: россияне раскритиковали отечественные курорты

Марина Юршина Альтернативное мнение 37
Фото: ©Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Несмотря на господдержку и бурный рост спроса на отечественные курорты в этом году, даже самые популярные туристические регионы не смогли удовлетворить россиян. Отдыхающие остались недовольны отсутствием инфраструктуры и качественного сервиса при завышенных ценах. «Профиль» разбирается, что же помешало нашим соотечественникам создать хороший турпродукт и как это изменить.

Данные Ростуризма говорят о почти полном восстановлении внутреннего туризма до уровня 2019 года, несмотря на ограничения. Всего в первом полугодии 2021-го путешествия по стране совершили 49 млн россиян. В некоторых регионах турпоток даже превысил допандемийный. Так, Сочи с начала года посетили более 5 млн туристов – на 1,5 млн человек больше, чем два года назад, а курорты Кубани – более 11 млн.

Таким образом, Россия демонстрирует хороший  темп восстановления туристической отрасли. Напомним, отрасль входит в число самых пострадавших от пандемии и получает господдержку – почти 73 млрд рублей.

Не хватает удобств

При этом качество сервиса и инфраструктура на отечественных курортах отставляют желать лучшего. По словам главы Ростуризма Зарины Догузовой, не все гостиницы соответствуют заявленной категории звездности в части питания, технических нюансов, чистоты.

Исследование компании SuperJob также показало, что многие туристы остались неудовлетворены отдыхом. Опросы проводились среди отдыхающих в Краснодарском, Камчатском и Ставропольском краях, Дагестане, Калининградской области, городах Золотого кольца, Алтае и Крыму. Оказалось, что меньше всего нареканий к отдыху в Дагестане и на Камчатке. Туристы жаловались лишь на отношение местных жителей – высокомерие и недовольство количеством приезжих. Аналогичная претензия звучала также в ответах про Крым. В Краснодарском крае и на Ставрополье туристы обличали невоспитанность и хамство других туристов. На маршруте Золотого кольца их раздражают плохие дороги. В Калининградской области – переменчивая погода.

Почти во всех рассмотренных регионах респонденты отметили отсутствие туристической инфраструктуры и высокие цены (несоответствие цены и качества). Чаще всего на недостаточное количество удобств и сервиса для туристов (кафе, душевые, туалеты, безналичная оплата) жаловались гости Крыма (33%), Ставропольского (24%) и Краснодарского края (26%). Среди прочих неудобств отмечались небрежное отношение к природе и мусор, а также проблемы с общественным транспортом и мобильной связью.

Положительная динамика

Несмотря на государственную поддержку, российская туристическая отрасль пока еще испытывает ряд сложностей, главные из которых – стоимость заемных средств и высокий уровень неопределенности на рынке, рассказал президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Алексей Волков. «До сих пор внутренним туризмом никто особенно не занимался, инфраструктуру не создавали. Даже в регионах с традиционно высоким туристическим трафиком существуют объекты санаторно-курортной сферы, которые работают без особых изменений более 40–50 лет. Конечно, качество их сервиса вызывает замечания и претензии гостей. При этом в отдельных регионах есть достаточно качественная инфраструктура и современный сервис», – рассказал он.

По словам президента ОСИГ, конфликт туриста и курортной территории существует не только в России, но и за рубежом. Всегда есть завышенные ожидания и личные предпочтения, но в конечном итоге каждый турпродукт находит свою целевую аудиторию.

Что же касается стоимости, то при дальнейшем развитии рынка конкуренция будет усиливаться, а цены снижаться, убежден Алексей Волков. Свою роль сыграет и высокий спрос на зарубежный отдых, который, безусловно, послужит сигналом для местного бизнеса о понижении стоимости и улучшении сервиса.

По мнению эксперта, в целом за последние два года динамика развития кооперации сельского хозяйства, экскурсионной деятельности, виноделия и виноградарства и многих других направлений индустрии гостеприимства значительно выросла. «Объекты появляются, а грантовая поддержка Ростуризма дала возможность создавать дополнительные небольшие объекты для размещения, глэмпинги, кемпинги, интересные достопримечательности, и их в стране будет все больше и больше. Я думаю, что в ближайшие пять–десять лет мы увидим совсем другую ситуацию в сфере гостеприимства в России и начнем получать совершенно иную обратную связь от туристов», – полагает он.

Кадры решают

Проблему призван решить национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», который сейчас готовится, рассказал президент Российского союза туриндустрии Андрей Игнатьев.

«В нацпроекте заложена важная мера, не применявшаяся раньше в отрасли, – создание туристических мастер-планов целых территорий, а не отдельных кластеров. На данный момент выделено 12 таких макротерриторий, которые должны фактически составить туристический каркас страны. В этом году Ростуризм уже начинал делать три мастер-плана – Крым, Золотое кольцо и Дальний Восток», – пояснил он.

Кроме того, одна из важнейших задач – подготовка высокопрофессиональных кадров для туристической отрасли. Эта задача также обозначена в нацпроекте. «Можно построить множество отелей, но если не будет профессиональных управленцев и персонала, привлечь туристов будет сложно», – подчеркнул Андрей Игнатьев.

Очень важно заняться комплексным переобучением сотрудников гостиничного сектора и экскурсоводов, которые принимают туристов, согласен проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов. За счет переподготовки кадров будет постепенно меняться и ментальность работников сферы услуг в туристическом сервисе.

Векторы развития

Период пандемии открыл огромные возможности для быстрого развития внутреннего туризма, отметил Сергей Мясоедов. «Глобальный мир отгородился друг от друга заборами – как физическими, которые вырастают сегодня между странами, так и бюрократическими, связанными с признаниями вакцин. Все это развернуло значительную часть российских туристов с внешнего направления на внутренние маршруты. И это очень позитивная тенденция, потому что наша страна обладает уникальной природой и огромными возможностями по привлечению туристов», – считает он.

Тем не менее одних возможностей недостаточно: современность требует внедрения новых форматов, потому что значительную часть активно путешествующих туристов составляют люди «креативного» возраста, которым интересно не только посмотреть красоты, но и поправить здоровье, укрепить нервную систему, посетить труднодоступные места.

По мнению Сергея Мясоедова, нашей стране, во-первых, нужно быстро наращивать возможности отдыха в дикой природе, но в комфортных условиях. Во-вторых, нужно задуматься о развитии (в том числе и с законодательной точки зрения) направления workation, то есть совмещения работы и отдыха.

«Если мы посмотрим на зарубежный опыт, то зачастую международные и региональные конференции сопровождаются тем, что люди задерживаются в удаленной от места своего проживания локации на субботу с воскресеньем и получают возможность, сэкономив на авиабилетах, посетить ее достопримечательности. Соответственно, нужно специально создавать маршруты, которые могут быть интересны для людей, располагающих очень небольшим временем, – чтобы за день, полтора или два они могли посетить максимальное количество интересных объектов», – убежден он.

Кроме того, нужно развивать экстремальные виды туризма. Они в России уже существуют, в том числе в тех регионах, куда не так-то легко добраться: Дальний Восток, северная зона, Алтай. Но на сегодняшний день такие путешествия доступны преимущественно обеспеченным людям.

Еще один тип туризма, который имеет огромную перспективу, но пока практически не развит в России, – это гастротуризм. Известно, что поездки по гастрономическим маршрутам во Франции, Испании, Италии дают этим странам весьма ощутимый доход. В России он пока развивается недостаточно быстро.

 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора