ГОЛОСУЙ, НЕ ГОЛОСУЙ…

soiz [1231402] Общество 118

Почему я считаю, что установка на участие в голосованиях — бессмысленна и вредна

Сейчас в связи с последними событиями, поправками в Конституцию снова развернулись разговоры об участии в голосовании — надо идти или не надо. Есть ли смысл в «протестном голосовании» или настоящей формой протеста является игнорирование выборов, разного рода голосований? И взвешиваются доводы — что является правильнее и эффективнее.

Я недавно посмотрел на канале «Спец» выступление Дмитрия Потапенко, который сказал, что люди не приходящие на выборы занимают пассивную гражданскую позицию, рассчитывая, что отказ от сотрудничества с государством является формой протеста. И, по его словам, чудовище власти в любом случае нас проглотит, но надо все равно идти и голосовать против, ну хотя бы только для того, чтобы создать ему трудности и «покарябать пищевод».

Что я хочу на этот счет сказать? Люди, проявляющие политическую активность вызывают у меня всяческое уважение, даже если формы этой активности мне кажутся не вполне правильными. И люди, проявляющие активность хотя бы относительно выборов, — конечно же молодцы, они хоть как-то шевелятся, действуют. Это безусловно хорошо. И я не собираюсь «изрекать истины», выносить суждения, которые, якобы, носят общеобязательный характер, говорить «так надо», «так правильно». Я могу говорить только о себе, о мотивации своих действий (или бездействия), о том, что делаю или не делаю. Моя позиция, возможно, глубоко ошибочна, но я всего лишь желаю поделиться своими субъективными размышлениями.

Почему я для себя решил, что на выборы ходить бессмысленно и даже вредно? Надо понять — чем является вся эта российская избирательная система. Шнур когда-то спел: «Выборы, выборы, все кандидаты….» И есть не менее известная фраза «Голосуй не голосуй — все равно получишь…» …. фаллический символ.
Я припомнил один анекдот, услышанный мной еще в советские времена. Существует версия, что СССР разрушали в том числе и таким тонким оружием как анекдоты. И этот старый антисоветский анекдот мне, как «совку», совсем не нравится. Но я его вспомнил потому, что он приходится к месту…
В нем говорится о том, что Ленин выступает перед народом:
— Мы вам обещали землю?
— Обещали.
— Факт налицо?
— Налицо.
— Мы вам обещали заводы?
— Обещали.
— Факт налицо?
— Налицо.
Мужик спрашивает у соседа:
— А что такое факт налицо?
— Хрен на рыло.
Так вот, этот анекдот, конечно, подлый и неправильный, но очень хорошо отражает не давно минувшие события, а нынешнюю ситуацию. И я даже думаю, что правильно было бы среди прочих замечательных поправок в Конституцию внести такую: «Каждому гражданину Российской федерации гарантируется «факт налицо». И это стало бы гарантией всегда исполняемой… Это мы все точно получаем и будем получать.
Очень глупо считать, что неучастие в голосовании является серьезным протестным действием. Дело не в этом. Участие в выборах или неучастие — современной российской системе особых проблем не создает. На что похожи выборы или другие какие-то голосования в РФ? Я злоупотребляю аналогиями, но не могу от них удержаться. Вот представьте: ребенок просит у родителей, чтобы ему купили крутой смартфон. А родители, желая от него отвязаться, покупают пластмассовую игрушку: она похожа внешне смартфон, но у нее одна кнопочка; когда надавливаешь на нее, то звучит одна и та же фраза. И вот они подарили эту простую штуку ребенку, сказав при этом, что по нему можно дозвониться до Деда Мороза и загадать желание, которое непременно сбудется. И представьте, что ребенок оказался очень упорный, настойчивый: он давит на кнопку и пытается выйти на связь с Дедом Морозом, а ему в ответ все время звучит одна и та же фраза. А ребеночек крайне рациональный, он все время пытается осмыслить ситуацию: «Так, телефон работает нормально, что-то неправильно делаю я. Попробую другое сочетание нажатия на кнопку — три коротких, три длинных». Не получается. Но ребенок не прекращает свои эксперименты: «А что если надавливать азбукой Морзе?» Но все равно в ответ звучит одно и то же…

Выборы — это такой пластмассовый, игрушечный телефончик, созданный не для формирования власти, а для развлечения публики. Чтобы она давила на кнопочку и ждала — когда ей ответит Дедушка Мороз. А уж голосование по Конституции — вообще отдельная песня: там предполагается сначала все принять, а уж потом народу предложат зачем-то голосовать…

Надавливаешь эту кнопочку или не надавливаешь — ничего не меняется. Упоротый ребенок однажды решит: если перестать звонить, то Дедушка Мороз поймет, что он обиделся и позвонит сам. И получит в итоге то же самое, то есть — ничего. Все это чепуха, не заслуживающая никакого внимания.

То, что протестным голосованием можно «покарябать пищевод» этой системе — я сильно сомневаюсь. Ну, в крайнем случае, можно создать некий дискомфорт исполнителям на местах, которым спускают задания — какой должна быть явка, сколько должны получить те или иные кандидаты. Возможно, создали какой-то дискомфорт на выборах в Приморье. Но господа же учатся на своих ошибках и эту систему совершенствуют. Со второго захода этих проблем уже не было.

Но я не призываю к пассивности.  Пассивность — это наша смерть. Но как мы сейчас представляем политическую активность? Мы живем от выборов к выборам. Наступает очередной политический цикл, у граждан появляется активность, они бегают и агитируют за какую-то партию. Но в итоге они получают понятно какой результат, все тот же «факт налицо», и все погружается в апатию, в кому до следующих выборов. То есть сама политическая повестка существует в ритме, заданном властью. Что-то дергается по команде сверху, а в промежутках между этими дерганьями — нет ничего. Пустота. И все что у нас есть на самом деле — это вера в Дедушку Мороза, в волшебство. Мечта: если в ящичек насыпать сколько-то бюллетеней — за или против, то сама собой жизнь наладится. А результат все тот, что и у настойчивого ребеночка. Так жизнь никогда не наладится. Нужна совсем иная политическая активность, связанная не со сказочными персонажами, а с нашей реальностью. Мы все живем в состоянии атомизации, каждый сам за себя. И даже за свои, эгоистические, шкурные интересы мы не умеем и не хотим бороться. Но так мы будем только проигрывать и вымирать.

Отдельный, пассивный, апатичный человек — это всегда жертва. Для такой жертвы всегда найдется угнетатель. Если не чиновник, то хулиган из подворотни. Какой-нибудь наглый хам будет третировать сотни пассивных овечек. А если есть желание что-то по-настоящему менять, то надо понять, что подлинным субъектом политического процесса является не отдельный человек, а социальная группа. И настоящая политика начнется тогда, когда мы вернем забытое искусство — организацию групп, организацию коллективного действия. А это не задача голосования, хождения или не хождение на выборы, это нечто принципиально иное. Это не беганье за морковкой по команде власти, это гражданское действие и взаимодействие, основанное на сознательной, свободной инициативе.  И для этой коллективной инициативы — очень много задач. Проблем очень много, они требуют напряжения и активности не в день голосования, а ежедневно. Вот когда такие коллективные субъекты, такая солидарность обиженных, оскорбленных и растоптанных появится, то можно будет тогда подумать — как использовать игрушку выборов в интересах общей политической борьбы. Надо перестроить структуру политического действия, все расставить на места. Но пока у большинства населения нет желания действия, нет активности, нет воли к изменению жизни, а есть вера в волшебство — мы так и будем оставаться кормом для разного рода хищников.

 

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора