План Путина-Эрдогана (2)

Евгений Сергеев Политика 58

Предложенный формат плана Путина по Сирии до боли напоминает пресловутый Минский процесс. Даже в деталях.

Донбасскую проблему Путин создал и решал в интересах прикрытия Крымской авантюры. Сирийская в этом смысле вынужденно прикрывает донбасскую. При этом сценарий обеих проблем практически аналогичен. На Донбассе Путин цинично выждал, пока украинская армия и бандеровские каратели не истребят идейную часть ополчения (вместе с мирным населением, естественно), после чего, дождавшись фактического разгрома восстания, ввел на Донбасс войска под видом «людей, занимающихся военными вопросами». Нанеся украинской армии и карателям военное поражение, партнерам в Киеве был предложен вариант урегулирования, согласно которому в обмен на признание Крыма (по крайней мере де-факто), Путин готов вернуть в состав Украины мятежный Донбасс. Это должно было стать поводом для снятия санкций с друзей Путина. Не вышло. Запад четко дал понять, что увязывает санкции именно с Крымом, и решение донбасской проблемы на них никак не повлияет. Пришлось повышать ставки и создавать прикрытие уже для донбасской авантюры.

В Сирии картина оказалась аналогичной — не менее цинично дождавшись, пока Асад не истощит свои силы, Путин ввел войска и профинансировал (в одиночку или на пару с Ираном) наемников-иностранцев, которые в итоге за год нанесли локальное военное поражение «умеренным». Не тотальный разгром, а именно поражение. Как и на Украине. Уничтоженный противник не может стать стороной переговоров, а ослабленный — очень даже, да еще и вынужден будет быть покладистее.

Теперь предложен вариант урегулирования, цель которого — обмен территориальной целостности Сирии на признание (пусть и де-факто) существования режима Асада на части территории Сирии. В свою очередь торговля Асадом с Западом идет в обмен на прекращение обвинений России в отношении Украины, а значит — снятия санкций. В Сирии ситуация несравнимо сложнее, поэтому Путин вынужден брать в союзники Эрдогана и гарантирует учет его интересов в плане создания буферной антикурдской зоны вдоль границы.

Сирийская тема еще более несбалансирована, чем донбасская, так как здесь имеется присутствие столь неопределенного фактора, как Исламское государство, да и системных игроков гораздо больше. ИГ выводится за скобки тем, что несмотря на грозную риторику в отношении него, реально Путин против ИГИЛ не предпринимает никаких действий. Борьба с терроризмом в данном случае сегодня совершенно не входит в планы Кремля — хотя как словесное прикрытие, почему бы и нет.

Тем не менее, вся предложенная конструкция критически зависит от решения США. Если они согласятся с предложенным форматом, это один вариант, если нет — другой.

Трамп может согласиться на размен — снятие санкций (или их части) в обмен на выполнение его предвыборного обещания по ликвидации ИГИЛ. Эт будет означать, что Россия, оставив север Сирии на честное слово Эрдогана, который гарантирует относительно благопристойное поведение своих боевиков, развернется против ИГИЛ — и уже по-настоящему. Станет инструментом США. Если в перспективе нашей номенклатуре светит снятие персональных санкций — они, естественно, без малейшего трепета начнут войну с кем угодно. Не они же в конце концов, будут хоронить своих родных.

Другой вопрос, что с авантюрами всегда так — начинаются они вроде бы неплохо, но с каждым шагом приходится принимать все более рискованные решения со все менее определенным результатом. Третья война Путина — с ИГИЛ — даже в теории выглядит крайне проблематичной. Без полномасштабной наземной операции ее не провести никак. И возможно, что принятые недавно законы (о засекречивании потерь, о краткосрочных контрактах) уже обыгрывают эту ситуацию. На убой придется гнать слишком много солдат, а потому заранее создается возможность для пополнения запасов.

В телевизоре, понятно, нам будут говорить про беспощадную войну с терроризмом, так что тут ничего даже придумывать не придется.

Проблема в том, что когда ИГИЛ увидит, что с ним воюют по-настоящему, он неизбежно начнет отвечать. И уже не словами, а действиями. Террористическая война на территории России в таком случае станет реальностью. Но мы ведь все понимаем, что ради друзей Путин пойдет и на это. Что хорошо для Ротенбергов и Сечиных — то хорошо для России. А кто не согласен — тот раскачиватель лодки и враг страны.

Проблема в том, что вместо снятия санкций за Крым Россия может получить санкции за Сирию — и хотя этот вопрос лишь обсуждается, его вероятность выглядит явно ненулевой. И тогда придется снова влазить в какую-то еще авантюру, чтобы прикрывать уже сирийскую. Нагромождение катастрофических проблем одна на другую будет только продолжаться. Пока весь этот карточный домик не рухнет.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора