Бюджет сдал – бюджет принял: еще три года узаконенной стагнации…

iov75 Экономика 51

Госдума приняла закон о федеральном бюджете страны на 2017-19 гг.

Никто кроме оторванных от плиты депутаток и их некормленых мужей пока не пострадал.

Теперь о более существенном.

Прежде всего надо понимать, что федеральный бюджет – это не все деньги, которым распоряжаются власти страны. Есть еще консолидированный бюджет, который включает бюджеты субъектов РФ и различных фондов: пенсионного, социального и медицинского страхования, развития промышленности и т.д.

Так вот, Дума приняла федеральный бюджет РФ. За него проголосовала только «Единая Россия» (315 депутатов). Остальные думские партии были против (99 депутатов). И теперь мы знаем, кого благодарить, если что.

В обсуждении бюджета участвовали 47 непарламентских партий, но без права на выступления. Они только слушали других с балкона в зале заседаний. Однако была поддержана поправка непарламентской партии о выделении средств на благоустройство дворовых территорий.

Около 40% доходной части бюджета определяется ценой нефти. Это уже не вполне нефтяная игла, но все-таки зависимость огромная. Расчетная цена на нефть установлена в $40 за баррель.

В принципе ничто не мешает надеяться на более высокую цену и дополнительные доходы, особенно в связи с успешными переговорами с ОПЕК и большинством других нефтедобывающих стран о сокращении добычи. Кроме США. Это важно, потому что США находятся в первой тройке лидеров нефтедобычи вместе с Россией и Саудовской Аравией – и имеют фигу в кармане против любого сокращения добычи в виде сланцевой нефти. 

Доходы бюджета 2017 года с поправкой на инфляцию будут на 28% меньше, чем в 2014 году. Расходы снизятся на 15,7% к 2014 году.

К2019 г. доходы вырастут против2017 г. всего на 1,5 трлн. руб. и составят 15 трлн. руб. Расходы за этот же период снизятся примерно на 250 млрд. руб.

Дефицит 2017 года будет покрываться за счет:

— Резервного фонда (1,15 трлн. руб.), который будет полностью исчерпан в том же 2017-м;

— Фонда национального благосостояния (668,2 млрд. руб.), в котором останется 4,19 трлн. руб.

В 2018-м в ФНБ останется 3,102 трлн. руб. В 2019-м – 3,056 трлн. руб.

Инфляция в – 4% в год.

Темпы роста ВВП страны:

2017 – 0,6%,

2018 – 1,7%,

2019 – 2,1%. 

Теперь о разных статьях расходов.

Овес, как говорится, нынче дорог, в потому и власти стоят дорого.

На функционирование президента России в 2017 году заложено 15 млрд. руб. На законодательные органы на федеральном и муниципальном уровнях – 13 млрд. руб. На федеральное и региональные правительства – 6 млрд. руб.

Выборы в 2017 году (не президентские) будут стоить 20 млрд. руб.

Оборонные расходы в 2017 году сильно сократятся – до 2,84 трлн. руб. (2016 – 3,88 трлн. руб.).

Расходы на здравоохранение в 2017 году составят 360 млрд. руб. (в консолидированном бюджете – 3,3 трлн. руб.). На образование – 542 млрд. руб. (в консолидированном бюджете – 3 трлн. руб.). Это несколько меньше, чем в нынешнем году, однако Россия все еще остается социальным государством.

Кредитная поддержка регионов составит по 200 млрд. руб. в одах, и 50 млрд. – в 2019-м.

Крыму и Чечне будут выделены особые дотации.

10,5 млрд. в 2017 пойдет на единовременную выплату пенсионерам (как я понимаю, это обещанные Медведевым суммы взамен второй индексации 2016 года).

Доля секретных расходов (в том числе на национальную оборону и безопасностью) составит в 2017 году 17,1% бюджета.

Дополнительные деньги получат банки и сельхозпроизводители.

13 млрд. выделяется на поддержку малого бизнеса и индивидуального предпринимательства (меньше, чем на выборы местного начальства).

Производительные расходы, связанные с инвестициями в человеческий капитал и науку, сокращаются к ВВП с 1,67 до 1,33% за трехлетку.

Первый зампред комитета ГД по экономической политике и промышленности Владимир Гутенев этим очень не доволен: «В принятом законе в недостаточной мере предусмотрены меры стимулирующего характера, направленные на поддержку экономики, что снижает потенциал экономического роста».

Гутенев, кстати, был на заседании Совета Торгово-промышленной палаты 6 декабря по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, где презентовалась «Стратегия 2030» Константина Бабкина. Накануне же на сайте Кремля появилось поручение президента правительству РФ под ответственность Медведева:

«Подготовить с участием Торгово-промышленной палаты Российской Федерации комплексный план действий Правительства Российской Федерации на 2017-25 годы, в котором предусмотреть меры, обеспечивающие достижение не позднее 2019-20 годов темпов роста экономики Российской Федерации, превышающих темпы роста мировой экономики, в том числе меры:

— по улучшению делового климата;

— по повышению результативности крупных инвестиционных проектов;

— по наращиванию объёма несырьевого экспорта;

— по развитию малого и среднего предпринимательства;

— по повышению эффективности государственной поддержки отраслей экономики.

Срок – 30 мая2017 г». 

Однако бюджет президентское поручение, похоже, не учел.

Одним из основных условий для развития промышленности остаются дешевые деньги. Но у меня есть сильное сомнение, что стоит ожидать активной промышленной политики государства и накачивания экономики дешевыми деньгами. И вот почему. Впервые в истории новой России у властей появилась надежда получить инфляцию в 4%. Цель такая была всегда, но даже приблизиться к ней не удавалось. А тут вдруг достигли, получилось!

И из опасения, как бы не сглазить, власти, думаю, год-два будут ждать только притока иностранных инвестиций. Ведь исходная идея наших либеральных экономистов именно в этом и заключается: как только инфляция станет маленькой, в Россию хлынут иностранные инвестиции.

Так что до тех пор, пока Путин окончательно не разуверится в надежде выплыть за счет Запада, наших дешевых денег в нашу экономику власти скорее всего не дадут. 

Валерий Савельев

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора