Конструктивный подход

Лев Вершинин Религия и политика 73

На приключилите вчера редовни заседания на Светия синод, темата за признаването на Украинската църква се е превърнала в повод за разкол между владиците. Вместо да проповядват любов, митрополитите са се изпокарали злостно. Тримата най-верни на Москва духовници — Гавраил Ловешки, Йоан Варненски и Данаил Видински са организирали акция и са провели оперативно мероприятие върху свои синодални събратя. Към задкулисните им намерения са се присъединили и владиците Йоаникий Сливенски, Антоний Западноевропейски, Серафим Неврокопски и Григорий Врачански, като са внесли искане до Патриарха и Св. Синод, с което настояват да се подкрепи Руската православна църква и нейното поделение в Украйна, териториалната цялост на Московската Патриаршия, включваща и държави, извън Руската Федерация и да се обяви Вселенският патриарх в Константинопол (Истанбул) за еретик, погазващ Църквата

Итак, в Синоде Болгарской церкви, на который московские так надеялись, раскол. «Трое наивернейших Москве духовников, — Гавриил Ловечский, Иоан Варненский, Данаил Видинский» и  четверо примкнувшие к ним потребовали поддержать Данилов в его споре с Фанаром, осудив украинский новодел, — и оказались в меньшинстве, ибо Патриарх Неофит, вопреки всем ожиданиям,

встал не на их сторону: «Благодарение на патриарх Неофит, който на своя имен ден обеща разглеждането на украинския църковен въпрос по време на последните синодални заседания и от публичните му заявления е видно, че подкрепя и признаването на Македонска православна църква, заради убеждението, че има ли независима държава — трябва да има и независима Църква«.

Правда, в специфических условиях БПЦ слово патриарха не определяющее, однако он член Синода и, учитывая его мнение, расклад оказался не 8 против 7 в пользу «русофилов», а те же 8 против 7, но наоборот. В итоге, теперь уже «русофилы» пытаются затянуть время, передав свое обращение  на рассмотрение канонической комиссии, однако итог, увы, практически очевиден.

Классическое «не ждали». Более того: Неофит впервые, почти открыто  высказался за признание Македонской автокефалии, — о чем ранее речь вообще не шла даже в речах фанариотов, поскольку вопрос этот (особенно, по известным причинам, в «болгарском» контексте) крайне болезнен для Сербской церкви, с которой Фанар и его покровители из США ныне торгуются.

Что заставило Вл. Неофита, отнюдь не «западника», а «умеренного, но стойкого русофива», к тому же, очень осторожного политика, для которого баланс превыше всего, сделать такой решительный шаг, понятно: анализ ситуации на Балканах, показавший, что Кремль навсегда вышвырнут из региона и больше не имеет там (в частности, и в Македонии) абсолютно никакого влияния,

и  к такому же выводу, — судя по выступлению епископа Максима, —  приходят и в Белграде, где  еще недавно Москву по инерции рассматривали , как решающий фактор в «македонском вопросе», мнение которого неизбежно учтут и «древние», и София, и Тбилиси. А получается совсем не так, — визит визитом, но бессилие Кремля слишком очевидно, — и значит, искать поддержке нужно совсем не там.

В принципе, в Кремле не должны обижаться. Балканские «бати» не хотят действовать контрпродуктивно, только и всего, и Кремлю ли этого не понять? Собственно говоря, именно это я и подразумеваю, неуклонно подчеркивая, что «церковный» вопрос меня, агностика, интересует, в основном, как отражение развития политических процессов, яркое, выпуклое и беспощадно бесспорное…

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора