Механизм и организм

soiz [1231402] Альтернативное мнение 57

О влиянии аналогий на картину мира

Есть очень старый, совершенно дурацкий анекдот, который мне довелось слышать, когда я еще учился в школе. Чукча съездил на юг, там попробовал экзотические фрукты и, вернувшись на север, делится впечатлениями:

— Я там попробовал одну штуку, апельсин называется.

— На что похоже?

Чукча задумался, говорит:

— Как сексом заниматься…

Анекдот убогий и, в оригинале, грубый, но он хорошо иллюстрирует то, как мы прибегаем к моделям аналогий при объяснении объектов и явлений. И, например, когда мы говорим или рассуждаем на тему управления, власти, то почти бессознательно используем аналогию управления автомобилем. Власть подобна шоферу, которая сидит за баранкой автомобиля и направляет государственную машину по той или иной дорожке. Но модель, принятая для объяснения явления, в случае ошибочности или неточности, может увести очень далеко от понимания, ведь ее обаяния подчас магично. Т.е. когда мы представляем власть в виде такого шофера в машине, мы ее начинаем воспринимать как нечто находящееся не в государстве, а над государством, а само государство представлять механизмом. Ну, сломается что-то в машине, можно заменить, колесо новое поставить. Да и если машина окончательно сломается, шофер в конце концов может пешком пойти – он же не машина…

В основе этой аналогии лежит механицизм, победивший в Новое время. Приведу поясняющую цитату: «Под механицизмом мы понимаем особого рода мировоззрение, для которого характерно восприятие природы, человека, общества, т.е. посюстороннего бытия вообще как механизма, а не как организма. При этом мы исходим из понимания механизма, данного А. Ф. Лосевым. Согласно ему, механизм представляет собой такое целое, части которого объединены не внутренними, глубинными связями, а внешним образом — посредством отвлеченной, общей идеи. Иначе говоря, механизм «воплощает на себе чуждую своему материалу идею; и эта идея, это его „внутреннее“ остается лишь методом объединения отдельных частей, голой схемой» (курсив А. Ф. Лосева)».

Я попытаюсь неуклюже что-то объяснить своими словами. Организм есть единство формы и материла. Дерево – в своей форме, в своем материале – есть выражение ВНУТРЕННЕЙ идеи, ее произрастание. Но автомобиль – есть воплощение ВНЕШНЕЙ формы, оно не выражает внутреннюю суть металла, из которого он собран, это все привнесено в него извне. В механизме нет живой внутренней связи, механизм мертв, он собран в некую целостность внешней волей. Организм произрастает, раскрывается, а механизм собирается, и в случае механизма всегда присутствует внешний оператор (который может быть вполне безлик, как рок, как судьба). Без этого внешнего, чуждого оператора механизм не смог бы состояться (А.Ф.Лосев пишет: «Ведь механизм кто-то должен за ручку крутить! Ведь механизм-то мастера для себя требует, механика!»)

Об истоках механицизма можно говорить долго, но, как мне кажется, они древнее Нового времени, его можно обнаружить в креационизме, т.е. преставлении о творении мира из ничего, в котором Творец выступает в роли оператора, находящегося вне мира и чуждого ему. Креационизму противопоставляется «манифестационизм», т.е.  учение о мире как, проявлении Бога («проявление» по-латински «manifestatia»). В этом учение мир предстает, как организм, как органическое единство. (На эту тему очень интересно говорит А. Дугин, желающие могут обратиться к статье «Креационизм и манифестационизм», http://propagandahistory.ru/books/Aleksandr-Dugin_Konspirologiya/31).

О противопоставлении органического и механического мировоззрения есть прекрасное, очень живое, эмоциональное автобиографическое произведение А.Ф. Лосева «Жизнь», которое тоже рекомендую к прочтению. Очень интересно об этом пишет в своих трудах и С.Г.Кара-Мурза: «Большевизм сформировался под заметным влиянием русского космизма и несет в себе космическое чувство, уходящее корнями в крестьянское мироощущение (очень характерно отношение большевиков к Циолковскому). Социал-демократия в своей философии сильно сдвинулась к механицизму, к ньютоновской картине мира. У них уже нет Космоса, осталось лишь пpостpанство. Полезно задуматься, почему у нас космонавты, а в США астpонавты. Почему слово «космический» так тщательно изъято из их языка, котоpый вpоде бы описывает те же явления и те же технические пpогpаммы, что и у нас. Потому что Космос — это оpганизм, огpомный дом, упоpядоченное и закpытое целое, в котоpое включен человек. Запад поpвал с этим миpоощущением, для него миp «откpылся», и стал объектом изучения и эксплуатации. Человек же остался вне миpа. Когда он двигался даже по земле, она для него была пустой. А если попадались индейцы, венды или pусские, то этих «жаб и чеpвяков» надо было пpосто убиpать с дороги».

Существует еще такое религиозно-философское учение, как деизм, которое говорит, что Бог, однажды создав этот мир, удалился от дел. И вот остался такой странный механизм, который продолжает работать (наверное, пока не кончится завод). И мне кажется, что внутри такого мировоззрения есть искушение стать оператором вселенной, заменить удалившегося Бога и манипулировать механизмом вселенной по своему усмотрению.

А вот представление о Космосе подразумевает единый, живой организм. А внутри такой живой связанности и целостности каждое действие ведет к общим последствиям. В мозге, например, могут появиться странные фантазии о манипуляциях с печенью посредством алкоголя, но последствия будут губительными не только для печени, но и для мозга, т.к. это единый организм, и в какое место его не ткни – больно будет всему организму.

И в этом плане можно представить модель власти в органической, а не механической аналогии. Например, мне было интересно провести аналогию между дисфункцией власти и сердечной аритмией. Так как я не специалист в этой области, то связался со знакомым кардиологом и попросил доступным языком описать это заболевание. Вот что он мне написал: «В сердце есть электрический центр — синусовый узел. Это группа специализированных клеток в правом предсердии, которая вырабатывает собственные электрические импульсы. Это автономная электростанция. Эти электрические импульсы потом распространяются по проводящим волокнам («проводам») и достигают всех сердечных клеток, чтобы вызвать слаженное сокращение мышечных волокон сердца. Это сокращение происходит не одновременно, а в нужной последовательности: вначале сокращаются мышцы предсердий и выталкивают кровь в желудочки, и лишь потом сокращаются желудочки и выталкивают кровь в аорту и легочную артерию. То есть синусовый узел координирует слаженную работу сердца. Синусовый узел в свою очередь находится под влиянием уровня адреналина крови и импульсов центральной нервной системы (к сердцу тоже подведены нервные волокна). Аритмии бывают разные от безобидной эктрасистолии до жизнеугрожающих. При экстрасистолии электрический импульс возникает не только в синусовом узле, но в другом месте, где этого не должно быть (клетки-«самозванцы» занимаются самоуправством). Этот «незаконный» импульс распространяется на весь миокард и сердце сокращается преждевременно и неэффективно. Человек ощущает, что сердце «кувыркнулось» или «провалилось», а потом ритм опять нормальный до следующего «незаконного» электрического импульса. Эта самая легкая аритмия. Самая тяжелая аритмия — фибрилляция желудочков, в результате которой мышечные волокна желудочков сокращаются настолько неодновременно и сами по себе, что сердце перестает перекачивать кровь. Это остановка кровообращения, которая без лечения заканчивается смертью».

На этом примере, на этой модели аналогии можно проследить нарушения слаженной деятельности в органе, рассогласованность, которая в итоге может привести к летальному исходу всей системы-организма.

А теперь обратимся к нашей ситуации: пенсионная реформа привела к рассогласованности во взаимодействии общества и власти (где власть можно рассматривать, как подобие «синусового узла» России), в итоге импульсы идущие от властного, координирующего центра начинают не восприниматься или восприниматься не так как прежде. И уже заметно нарушение ритма – провалы на выборах. А крах партии власти в выборных кампаниях, открывает простор для игры региональных элит, что обещает появление «экстрасистолии», дополнительных импульсов, еще больше нарушающих работу «синусового узла»… И т.д.

Я не собираюсь дальше развивать эту аналогию, я даю пример иной картины мира, в которой каждое действие влечет последствия во всей системе.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора