СБОРКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕПИ

soiz [1231402] Альтернативное мнение 105

Роль неполитических общественных движений

В кайзеровской Германии возникло совершенно безобидное движение под названием «Перелётные птицы». Ребятки из берлинской гимназии Штиглица начали собирать группы для совместных турпоходов. Они были похожи на знакомых нам советских бардов. Старшеклассники отправлялись в походы подальше от шума городского и на лоне природы разбивали палаточные лагеря, где пели под гитару песни, читали друг другу собственные стихи, т.е. творчески проводили время на свежем воздухе. Все это выглядело на первый взгляд крайне аполитично. Ну, любят детки гулять, это же нормально. При этом в «Перелётных птицах» собрались не шалопаи и бездельники, а умные и образованные юноши. И само название движения они

«Перелётные птицы»: юные идеалисты «Гитлерюгенда» Длиннопост, Германия, Дети, Интеллигенция, Досуг, Культура, История, Вторая мировая война, Видео

взяли не с потолка, а в честь средневековых студентов, которые были прозваны перелётными птицами за частые переезды из одного университета в другой, чтобы заниматься у самых известных преподавателей своего времени. Внутри этого движения, кроме любви к природе и творчеству, были определенные ценности: антимилитаристские и антибуржуазные. Молодые люди были сторонниками  прогрессивных изменений в обществе – эмансипации, искоренения классовой и социальной розни, за свободы самовыражения. Т.е. у костров они не только пели и читали стихи, но и о чем-то важном говорили. Это объединение молодых туристов к 1913 году в своих рядах насчитывало до 100 тысяч человек. И бесформенная по началу организация стала приобретать четкую структуру.  Потом у движения появилась своя униформа, созданная на основе изображений тех самых средневековых школяров. В качестве отличительных знаков образованные юноши и девушки приняли решение использовать традиционные германские символы – руны. Но самые главные метаморфозы произошли в послевоенный период. Движение стало политизироваться. А в 1926 году многие юные борцы с системой составили основу «Гитлерюгенда». И бывшие отделения «Перелётных птиц» превратились в военизированные отряды молодых нацистов.

Я крайне враждебно отношусь к нацизму, нацистские идеи не вызывают у меня никакой симпатии. Особо это подчеркиваю. И данный пример привел только для того, чтобы показать – как вполне аполитичное по началу движение может развернуться не только в политическую, но и военизированную силу.

У нас многие считают, что политические изменения можно произвести только сразу создав политическую силу, причем, желательно, радикальную.

Существует несколько схематичное представление: достаточно появиться политическому движению, которое сформулирует и обратится к массам с насущными тезисами, у масс это надет отклик и они перейдут в состоянии активности. В итоге образуется мощная общественная волна, способная произвести изменения.

Но выходит на самом деле следующее: с какими бы насущными тезисами не обращались различные политики к массам, они не встречают мощного отклика. А почему? Потому, что для подобной коммуникации должна существовать связь. Должна быть цепь, по которой может пойти импульс. А цепь разорвана. Она разорвана по ряду причин, различного характера, в том числе и благодаря сознательным усилиям власти, которая намеренно атомизировала народ. В итоге, что ты не транслируй массам, отклика нет. Какого бы качества не были два телефона, пусть самой лучшей марки, но они превращаются в бесполезные игрушки, если нет мобильной связи. Можно давить как угодно на кнопки, но ни до кого не дозвонишься. Каждый из нас может быть каким угодно умником, но мы не можем организовать ничего потому, что разорвана национальная связь. Поэтому что требуется в эти условиях? В первую очередь восстанавливать саму цепь. Цепь можно восстанавливать самыми различными, даже не политическими методами. Нужно собирать общественные структуры, самого разного профиля. Нельзя сразу россыпь атомов собрать в монолит. Кристаллизация начинается с малых сгущений, которые формируются в ячейки, потом эти ячейки могут собираться друг с другом в конструкцию. Это не значит, что я отвергаю политическую деятельность и призываю создавать клубы по интересам. Оппозиционные лидеры даже в нынешнем состоянии выполняют важную работу, которую я не буду преуменьшать. Но помимо этого можно вести сборку национальной цепи через

внешне невинные общественные организации, в которых помимо общих интересов будет вырабатываться:

— модель поведения

— ценностное ядро

— новая эстетика.

Нельзя все сводить только к политическим лозунгам. Эстетика в политике играет огромное значение. Большую роль в сопровождении массовых движений начала ХХ века сыграл авангард. Эстетическая форма большевизма носила авангардистский характер. Как можно отделить эстетическое действие от политического?

Сборка национальной цепи, формирование новой эстетики, образа будущего может осуществляться в различных, в том числе неполитических формах. Каких-нибудь «Клубов суперхудожников», «Центров любителей русской рыбалки» или тех же экопоселений, коммун и т.д. и т.п. Спектр самый широкий. Если есть негативный опыт попыток создания коммун и экопоселений, то не надо его повторять в точности, можно находить новые варианты, учитывающие ошибки и трудности. Неудачи – неизбежное сопровождение роста.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора