Конец эпохи Ford: либералы кричат о геополитике, аналитики рынка говорят о банальном падении продаж

Руслан Ляпин 28.03.2019 17:07 | Экономика и политика 31

Один из пионеров импортозамещения, американо-российская компания Ford Sollers, производившая «Фокусы», «Мондео» и другие некогда весьма популярные на российском рынке «отечественные иномарки», объявил о сворачивании производства легковых а/м и закрытии заводов во Всеволожске и Набережных Челнах. Либеральные СМИ уже подняли стон «американцы побежали», но сухая статистика и отчеты продаж компании показывают, что геополитика тут не при чем: рынок, в т.ч. и отечественных иномарок, растет, население беднеет — и продажи Ford падают.

Согласно озвученным планам компании, к лету ее единственным производственным предприятием останется автозавод в Елабуге, который производит различные модификации микроавтобуса Ford Transit. Эта модель, в отличие от легковых автомобилей, занимает лидирующие позиции в своём рыночном сегменте. Кроме того, СП продолжит в полном объёме заниматься гарантийным и сервисным обслуживанием легковых автомобилей. Всеволожские Mondeo и Focus, а также EcoSport и Fiesta (завод в Набережных Челнах) и собираемые в Елабуге Kuga, Explorer и Tourneo еще какое-то время будут продаваться в дилерских центрах. Также в заявлении Ford Sollers анонсировано значительное сокращение штата сотрудников с выплатой компенсаций в размере 24 окладов. Сами же заводы Ford планирует продать, например, Hyundai, Volkswagen или даже российским производителям.

Примечательно, что автогигант не скрывает и причин своих планов: производство банально убыточно. В 2018 году в России было продано 53 234 автомобиля Ford, хотя суммарные мощности компании позволяют производить ежегодно около 350 тыс. машин. Рост продаж за год составил 5,7% при том, что в целом отечественный авторынок прибавил в 2018 году около 13%.

Несмотря на эту объективную реальность, в либеральных СМИ и телеграм-каналах пошел стон на тему того, что «американские инвесторы побежали из России». Вот, например, цитата из «Незыгаря»: «Завод «Форд» во Всеволжске был когда-то пионером полноценной сборки иностранных авто с высоким уровнем локализации. «Форд-Фокус» как базовая модель, на которой основывался весь бизнес-план предприятия, являлся лицом среднего класса. Это так называемый гольф-сегмент, который по своему потенциалу подбирался к большой немецкой тройке. С прекращением производства «Форда» в РФ становится понятно, что он никому больше не нужен, так как средний класс в стране кончился. Россияне покупают КИА-РИО и Хундай-солярис, на которых любят ездить плохо говорящие по-русски таксисты из Яндекс Такси, а также автомобили АвтоВАЗа, которые удерживаются в границах ценового диапазона 10 тысяч долларов максимум. И этот диапазон позволяет предложить кризисно настроенному потребителю более- менее работоспособную машину. До высоких технологий и безопасности «Форда» обедневшим покупателям больше нет дела. И то, что «Форд» уходит, а «Мерседес» строит свой завод, а БМВ продолжает собирать машины, является лишним подтверждением того, что авто для богатых по-прежнему востребованы. И в рамках разного рода переделов, посадок, реформ и преобразований потребность в дорогом сегменте не уменьшится. Мерседесы S-класса, Ауди, Майбахи, БМВ очень нужны обновляемой России».

С одной стороны, да, отечественная Лада действительно прочно удерживает лидерство продаж, хотя нынешняя Веста — это уже далеко не «Шестерка». Но, с другой, несмотря на то, что авторы канала видели на «корейцах» только плохо говорящих таксистов, в топ-20 продаж за прошлый год плотно сидят «коллеги» американцев по ценовому и качественному сегменту: Тойота, Volkswagen, Шкода.

Да, кризис в России ударил по покупательской способности, но в прошлом году как раз был автобум, и оказалось, что некогда популярный «превопроходец» российского рынка при прочих равных проигрывает конкурентам. О вкусах и качестве Volkswagenа и том, чем он лучше/хуже Ford, можно было бы долго спорить, если бы дело было только в России, но в прошлом году американцы жестоко пролетели по всей Европе. Как сообщают в их издании Детройт-Ньюс, еще в январе этого года компания отчиталась об убытках в Европе на суммы в сотни млн долларов. Так что сокращения пройдут не только у нас. Один из бывших менеджеров Ford Sollers на условиях анонимности рассказал, что о серьёзных переменах в компании сотрудникам было известно довольно давно.

«Внутри компании довольно давно это обсуждали, все понимали, что ничего хорошего нас не ждёт. Машины Ford хорошие, но цена на них завышена и на фоне конкурентов не очень конкурентоспособна. Поэтому многие сотрудники, как и я, уже давно озаботились своим будущим и подыскали другое место работы», — отметил собеседник RT.

Почему ходили такие разговоры разобрал редактор Авто Mail.ru Алексей Кованов.

«С 2000-го Ford подготовился по всем фронтам, параллельно представив страховку каско за $300, а также фирменную кредитную программу под 10% годовых. Таких условий на рынке просто не было! И этот подход оказался самым верным… Первый «Фокус», что называется, пошёл. А второе поколение вообще получило статус национального бестселлера. И не только оно. Компанию «Фокусу» на всеволожском конвейере потом составит «Мондео». Под растущий спрос наращивали мощности: к концу двухтысячных завод «разогнали» сначала до 75, а потом — до 125 тысяч. В 2008-м российский рынок «проглотил» 93 500 «Фокусов». Притом российский офис марки вынужденно оправдывался: спрос сдерживается возможностями во Всеволожске…

А теперь 2018 год. Ford Sollers использует мощности имеющихся трёх заводов всего на 16%… В Елабуге собрали 18 тысяч кроссоверов Kuga и Explorer, во Всеволожске сделали 15 тысяч легковушек Focus и Mondeo, а в Набережных Челнах выпустили 5 тысяч автомобилей Fiesta и EcoSport. Итого — чуть больше 38 тысяч собранных машин (не считая коммерческих «Транзитов») при суммарной мощности заводов 305 тысяч! И самый успешный проект — те самые «Транзиты». Почему новые «Форды» продаются так плохо? На этот вопрос ответил профсоюз работников завода Ford Sollers во Всеволожске. По их мнению, для рыночного успеха нужно снижать себестоимость модели Focus, оптимизируя производственные процессы. И тогда модель снова станет «народной». А пока 1 013 000 рублей за самый простой седан — это очень дорого. А крохотный «Экоспорт» за 1 075 000? Неудивительно, что народ покупает «Креты» и «Дастеры». Как тут не вспомнить Ford Focus за $10 900. В нынешних деньгах это 705 000 рублей. За машинами по такой цене опять стояли бы очереди! Вот только заниматься благотворительностью никто не собирается. Автомобили — это бизнес. Почти 20 лет назад пробить сверхнизкую, убыточную для компании стоимость пришлось, чтобы закрепиться на рынке. А сейчас компании нужно зарабатывать. Но российские покупатели не слишком богаты, чтобы покупать машины по европейским ценам…», — рассказал историю компании Алексей Кованов.

Впрочем, геополитику в этой истории найти все-таки можно. В ближайшем будущем у Ford было запланировано подписание специального инвестиционного контракта, по которому государство обеспечивает стабильные условия ведения бизнеса, а компания осваивает производство двигателей и трансмиссий, а также создаёт научно-исследовательский центр. Но в условиях санкционных войн вкладывать средства американской компании, когда их собственный сенат мог ввести новый идиотский запрет и все разрушить, мягко говоря, глупо. Конечно, российские власти могли бы выдать субсидии американским заводам, ввести специальные программы поддержки для Ford, дать госзаказ, наконец. Но зачем? Сегодня это звучит как-то уже не так радостно, как в начале нулевых. Тем более что говорить о каком-либо массовом исходе иностранцев с российского рынка смешно: немцы, корейцы, французы и китайцы за него дерутся так, что пыль столбом стоит. Во-вторых, все-таки если Россия намерена не становиться банановой республикой, то поддерживать надо своего производителя — тому же УАЗу очень не помешали бы наработки американцев, а если Трампу нужно — пусть субсидирует, покрывает убытки и дальше продвигает.

Единственное, что можно вынести из этой истории, так это окончание романтического для многих времени начала нулевых, когда страна стремилась в Европу от Лиссабона до Владивостока. Да, одним из первых, кто к нам пришел в это время, был Ford. Сегодня изменилось многое, и в первую очередь изменилась страна, в которой американцам места просто не нашлось. Впрочем, туда им и дорога, как у них принято говорить, бизнес и ничего личного.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора