Налоговый маневр не приносит дополнительного дохода в бюджет, а лишь порождает конфликт

eugen1962 1.06.2019 14:05 | Экономика 72

Фото: © Sputnik

Совершенно справедливая, на мой взгляд, постановка вопроса от российского эксперта, ранее тут неоднократно упомянутого в связи с историей о компенсациях пострадавшим убытков, связанных с нефтяным кризисом «Дружбы» и намерениями Беларуси покупать нефть в Казахстане.

Итожа свои рассуждения, Юшков задается простым, но актуальным вопросом: Зачем мы начали налоговый маневр, если он не приносит дополнительного дохода в бюджет, а порождает лишь множество конфликтов?!

Полагаю, что ответ очевиден: этот маневр начали лишь для того, чтобы следом за выравниванием внутренней и внешней цены российской нефти подтянуть цены на нефтепродукты в России до уровня среднеевропейских. Иного смысла нет. Потому эти «депфирующие надбавки» и называются демпфирующими, сиречь амортизирующими, сглаживающими резкий скачок цен на топливо, делающими его более плавным. И это лишь временные «подпорки», они не смогут удержать нефтепереработку и внутренний российский топливный рынок в таких неестественных параметрах. Внутрироссийские цены непременно вырастут. Что, собственно, видит и сам Юшков, анализируя ситуацию.

Кстати, сие ещё и опять к тому, что нелепо беларусам вмешиваться в этот сугубо российский процесс манёвра с какими-то своими вопросами о компенсациях (Sputnik: Беларусь потеряет $300 млн от налогового маневра России в 2019 году – Минфин РБ). Они были, да сплыли, «пароход ушел».

Игорь Юшков: Налоговый маневр не приносит дополнительного дохода в бюджет, а лишь порождает конфликты. 31.05.2019, ANGI.Ru

Тюмень. Минфин и Минэнерго почти полностью согласовали остававшийся неурегулированным вопрос с размером компенсаций нефтекомпаниям за поставку топлива на внутренний рынок. Предполагается, что платежи увеличатся в 2020–2021 годах на 30% к уровню, заложенному в бюджете, но все-таки будут ниже, чем в 2019 году. Дополнительные расходы бюджета полностью покроют увеличением НДПИ, а это говорит о том, что нефтяникам придется самим субсидировать переработку за счет добычи.

Так Минэнерго предложило, чтобы коэффициент в формуле демпфера на ближайшие два года составил 0,65 для дизтоплива и 0,68 для бензина. На второе полугодие 2019 года уже достигнута договоренность о том, что коэффициент составит 0,7 и 0,75 соответственно. В действующем бюджете заложен коэффициент 0,6 на 2019 год и 0,5 на 2020–2021 годы.

Изменения размера компенсаций нефтекомпаниям за поставку топлива на внутренний рынок Агентству нефтегазовой информации прокомментировал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Ситуация на топливном рынке России обостряется. Вероятно, нефтяники намеренно актуализируют эту тему именно сейчас, так как вскоре состоится прямая линия президента и правительству не хотелось бы, чтобы разговор начался так же, как в 2018 году.

А год назад первый же вопрос от людей касался причин существенного подорожания топлива. Тогда Путин по видеосвязи вызывал профильного вице-премьера Дмитрия Козака и министра энергетики Алексадра Новака, которым пришлось оправдываться.

Если в этом году ситуация повторится, то вице-премьер и министр могут публично свалить все на первого заместителя председателя правительства РФ Антона Силуанова. Ведь именно Минфин был главным лоббистом налогового маневра, из-за которого и происходят сегодняшние процессы на топливном рынке.

Таким образом, нефтяные компании, по сути, угрожают правительству.

Если Кабмин не выполнит свои обязательства, данные в начале года, и не повысит компаниям выплаты в рамках «депфирующей надбавки», тогда нефтяники откажутся выполнять договор с правительством — повысят цены на оптовом рынке и увеличат экспорт нефтепродуктов.

Собственно об урегулировании данного конфликта и идет речь. Однако те параметры, которые предлагает Минфин — рост демпфера за счет роста НДПИ выглядят абсурдно.

Налоговый маневр и есть процесс повышения НДПИ и понижения экспортной пошлины. В результате нефть для НПЗ становится дороже и уже на выходе с завода нефтепродукты соответственно становятся дороже. А демпфер это выплата государства нефтяникам, чтобы они эти более дорогие нефтепродукты делали дешевле для внутреннего рынка. Поэтому дальнейший рост НДПИ приведет к необходимости повышения либо демпфертных выплат из бюджета нефтяникам, либо повышения цен на топливо на внутреннем рынке.

В итоге, я считаю, что вопрос стоит ставить еще шире. Зачем мы начали налоговый маневр, если он не приносит дополнительного дохода в бюджет, а порождает лишь множество конфликтов?!

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора