По мотивам крайней статьи или еще о своихнебросателях

ANTONA1976 3.11.2017 5:54 | Общество 39

Прочитав мою крайнюю статью написал знакомый:

Что ж, очень понравилась твоя крайняя статья, а потому поделюсь своим мнением, а точнее опытом русского, оказавшегося в свое время за пределами РФ, когда не стало вдруг Большой России.

С чего начать? Пожалуй, с цифр. Итак, по состоянию на момент начала событий русских было больше 400 тысяч, несколькими годами до начала событий – около полумиллиона.

В Баку было также довольно много обрусевших азербайджанцев, ментально от русских не отличавшихся. С не крайними, а последними из них я отучился в школе. Среди известных персоналий могу привести в качестве примера Эльдара Хасанова, бывшего начштаба Славянской бригады. Такие были, но суть немного даже в ином – если раньше, во времена Большой России были обрусевшие азербайджанцы, то в постперестроечной бывшей АзССР силами Русской Общины Азербайджана и ее бессменного лидера Забелина М.Ю. стал культивироваться образ и концепт неких «русских азербайджанцев». Да, это похоже на то, что «вот тут россияне, вот тут украинцы, а русских нет и не было». Еще удивительнее то, что я лично знаком с как минимум парой человек, которые совершенно замечательно впитали в себя азербайджанскую ментальность (не классического, а сугубо постперестроечного образца) и убедить их в том, что они русские возможным не представляется. Один из них даже живет в РФ, переехал за длинным рублем и блондинками, как он сам и говорит.

Говоря о погромах, отмечу, что они не были направлены против русских, но тут есть важный момент – на толпу энфэашников, собиравшихся на центральной площади республиканской столицы никто не обращал внимания месяцами, опыт Сумгаита (1988 год) Москву вероятно ничему не научил, последовавший погром в Баку (1990 год) был жесток, но в целом укладывался в логику межнационального армяно-азербайджанского конфликта с совершенно вопиющими безобразиями с обеих сторон, впоследствии это вылилось в войну, а виной всему – банальное отсутствие реакции на события в Аскеране со стороны центральных властей (мое мнение субъективно). Погром имел в основном форму обычного организованного криминала, войскам был дан приказ не реагировать, город пылал, боевики НФА захватывали даже в/ч, по морю по собственной инициативе пошли караваны – началась вывозка беженцев. Спустя неделю в город все же были введены войска, однако ввод их сопровождался очередным массовым кровопролитием. Квартир армян погромщикам хватило, квартиры русских захватывать не начали – ввод войск все же был осуществлен, Баку покрылся траурными знаменами, НФА (Народный Фронт Азербайджана, лидер Абульфаз Алиев, известный как Эльчибей, ярый пантюркист) приобрел образ мученика. Русские стали уезжать – АзССР постепенно превращалась в горячую точку.

Да, арестованные организаторы погромщиков были вскоре освобождены из Лефортово и продолжили политическую жизнь. Это обстоятельство определило все последующие события, так как после развала СССР (население АзССР проголосовало в массе своей за сохранение Союза, об этом шептали учителя в школе, а меня учили приличные люди, которые находили в себе силы опровергать то, что было написано в постперестроечных учебниках, пусть и опровергали они это очень тихо, да и ни к чему это уже было – бывшая АзССР Большой Россией была потеряна бесповоротно).

В ходе Карабахской войны русские и РФ участвовали с обеих сторон. Тут я не могу сказать точно, за кого следует быть, за армян или за азербайджанцев, мое мнение – это война уже была чужой, стороны повоевали как смогли, да, пусть с отрезанием голов и бомбежками городов, одни достойно бились и проиграли, вторые – одержали победу. Никаких Минсков, никаких флеш-мобов. В целом Карабахский вопрос, а также Сумгаит, Кафан, прочие события наверное заслуживают отдельных статей, но тут я, будучи человеком, небезразличным к Русской весне, скажу, не верь, что ДНР и ЛНР идут по пути НКР. Нет ничего общего или общего исчезающе мало.

Во времена НФА сложилась удивительная ситуация – русские еще работали в силовых ведомствах молодой Республики, на русском языке (наряду с азербайджанским) велась вся документация, даже остановки в бакинском метро объявляли на русском, в том числе и переименованные станции. Одновременно с этим обвинение русских и России (в реалиях Кавказа государствообразующий этнос и само государство всегда тождественны, такова среда) в посредничестве Армении набирало обороты, само государство прочно встало на путь пантюркизма и идеи Турана (общность всех тюркских земель и народов, даже чувашей и якутов).

Потом был захлебнувшийся мятеж полковника Гусейнова, о чем я когда-то писал, потом начался период Алиевых.

Алиевы (отец и сын) избавлены от амплуа пантюркистов, они же избавлены от всего, что ассоциируется с периодом НФА и эльчибеевщины. Алиев-младший и вовсе совершенно культурный человек, нарочито лощеный и, кстати, по сути не русофоб. Но проблема в том, что эльчибеевщина не прошла без последствий.

Именно при Алиевых русских язык полностью вышел из официальной жизни страны (сохранились русские сектора в учебных заведениях, но учебники – плоть от плоти пропаганда НФА и пантюркизма, издаются газеты на русском), прекращено вещание российских СМИ, русский язык ушел даже с вывесок, со временем русские поуходили даже с должностей завучей в школах (за вычетом жен азербайджанцев, то есть имеющих азербайджанскую фамилию), спустя еще какое-то время начался централизованный погром русских погостов, количество русских стало неуклонно снижаться, вторая волна пришлась на нулевые, сейчас официально в АР около 100 тысяч русских. По факту, я думаю, тысяч 5 – 10. Сложные манипуляции со статистикой и мертвые в прямом смысле души.

Насчет кладбищ – когда разрушалось Монтинское, крупнейшее в Баку русское кладбище, люди писали в посольство, писали Забелину, главе Русской Общины. Все – как горох о стену. Когда от погоста ничего не осталось, на клочок, оставшийся от Братских Могил погибших в ВОВ, приехали посол РФ и руководитель РОА. Оба отметили, что произошедшее событие является примером образцовой толерантности. После этого Алиев еще и многократно поднял цену за аренду Габалинской (Куткашенской) РЛС и территорию АР покинули военнослужащие ВС РФ.

Винить в чем-либо Алиевых, НФА, армян, азербайджанцев я смысла не вижу – все просто, не стало Большой России, а природа не терпит пустоты. Азербайджанцы строят свою страну как хотят и как умеют. Их ли вина в том, что хотят они так, как не хотим мы, а мы не сумели сохранить Большую Россию и теперь они могут делать то, что хотят?

Насчет Армении – я не склонен вставать на ту или иную сторону в рамках конфликта армян и азербайджанцев, не вижу причин считать, что после развала Большой России та или другая республика является условно русофобской или русофильской.

Так, занимаясь гуманитаркой, встретился с русским, приехавшим из Еревана. С его слов бытовой национализм и русофобия там были куда более сильны, чем в бывшей АзССР по моему опыту. Потому судить не берусь. Да, Армения потеряла кратно аналогичное количество русских, что и Азербайджан. Ну и в Армении даже преподавания на русском не осталось. Тут опять же, гордиться по-моему нечем. Много ли радости в том, что национальная программа обучения ведется в том числе и на русском, который за воротами школы нигде официально не употребляется – решать каждому самостоятельно.

Да, в самом начале я упомянул о культивируемом РОА во главе с Забелиным М.Ю. образе «русских азербайджанцев». У меня простой пример – этнически русский парень, сверстник, 28 лет. Еще в 2005 году это был русский человек, но сейчас… Сейчас да, он живет в Москве, куда приехал за деньгами и блондинками (как сам же и говорит), не бреется, красные мокасины, гордость быть русским азербайджанцем и прочее.

Культ русских азербайджанцев двигает в массы относительно популярный в Баку журналист Сапунов. Не могу его читать, так как не понимаю, кто он.

Сам культ создал Забелин М.Ю., председатель РОА, назвавший собственного внука Мамедом. Основная идея концепта русских азербайджанцев – это то, что они совсем не такие, как соплеменники в РФ, это разные народы, совершенно и диаметрально противоположные.

Собственно, в создании концепта «русских азербайджанцев» заняты наверное все члены РОА – та же Елена Сидоренко, я присылал тебе это ее ужасное интервью, от которого стыдно.

Я уехал оттуда 12 лет назад, да, грущу, да, скучаю. Да, был пару раз, крайний раз шесть лет назад. Поехать еще разок – куда, к кому? Кончились остатки былой роскоши, у меня там даже друзей не осталось кроме пары человек, которые сами бы рады уехать, да гражданство получить сложно и денег нет.

Говоря о русских в Азербайджане, я пожалуй вспомню под конец не раскрученного журналиста Сапунова, который отрицает то, что он русский и заявляет, что является русским азербайджанцем, не вечного депутата местного парламента и просто богатого человека Забелина, у которого сын Мамед, ни Елену Сидоренко, которая уже и не говорит почти по-русски, зато получает солидные по тамошним меркам деньги на местном ТВ.

Я вспомню августовский вечер, переход у станции метро на окраине Баку, бедно, но чистенько одетую русскую бабушку, которая выложила книги, старые советские издания и пытается их продать. Мимо идут азербайджанцы, уставшие от батрацкого труда на складах и в автобусах пригородных маршрутов. Они не плохие, они не злые, они просто живут там, где живут, да когда-то там была Большая Россия и они могли бы купить у бабушки книгу на русском, да и бабушка бы книги эти не продавала в переходе. Просто так случилось. Россия ушла, бабушка осталась. Мне уезжать через пару дней, я даю бабушке 5 манатов, она смотрит на меня так, словно я из другой вселенной. Она остается в постперестроечном Азербайджане, а мне уезжать…

Бывший бакинец, Алексей

Своих не бросили, впрочем, Большая Россия – она «дорого и ни к чему», а природа пустоты не терпит. Похожая картина, только без резни и в более мягкой форме, была и на Ровенщине где я рос, сейчас русские и прорусские оттуда бегут, у кого есть малейшая возможность.

Донецкий donrf

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора