ПРАВИТЕЛЬСТВО НАЧИНАЕТ ПАНИКОВАТЬ ПО ПОВОДУ ЦЕН НА ЕДУ

Новый Век Альтернативное мнение 31

Сколько же они по всем каналам и всеми наличными лицами трепались, какие они верные рыночники, как нехорошо, что пришлось вводить вынужденные меры по фиксации цен на сахар и подсолнечное масло, как прошел уж острый период и никогда больше не повторится. А теперь ФАС, Минсельхоз, Минпромторг и ещё толпа ведомств «прорабатывает вопрос» о фиксации торговых наценок на ряд продуктов питания на уровне 5% на хлеб, молоко и овощи и 10% на другие «социально значимые», список которых толком не определен. В общем, никогда такого не было, и вот опять.
Инфляция, очень далекая от официально обозначаемых 8,5%, стучится в двери каждый день, и как её сдержать не знает никто. У этого факта могло бы возникнуть позитивное следствие, если бы власть углубилась всерьёз в авгиевы конюшни торговых сетей – проанализировала их способы давления на производителя, оценила бы их собственные издержки, пощупала за вымя их маржу. Но ничего этого власть не может. Это между собой торговые сети жёстко конкурируют, а для любых институций снаружи – это спаянный картель. Так что придется договариваться, и договариваться очень деликатно.

Почему так получилось? Потому что изначально стратегии развития торговли продуктами питания не было, а теперь – тем более нет. А вот коррупция и управленческая лень, предполагающая, что крупноформатные бизнесы проще контролировать – это было и будет. На выходе мы получили сверхмонополии, которые могут делать с производителями все, что угодно. Они и делают.

Несущиеся с государственного уровня заявления, что, мол, торговые наценки в среднем не превышают 15-16% — это довольно грубая, рассчитанная на совсем не понимающих, как и что устроено, людей. Либо полнейшая некомпетентность тех, кто это заявляет. Торговые сети зарабатывать не только и даже не столько на торговой наценке, сколько на ретро-бонусах, платах за листинг и ещё паре десятков разнообразных поборов с поставщика. Их фактическая маржа никогда не ниже 30%, просто они не показывают её целиком одной строкой.

Вот недавний случай в Курске, где Магнит стал нагибать местного производителя хлеба, чтобы тот уронил цену почти на 15%. Это как раз классическая история, когда цену для покупателя торговая сеть сильно поднять не может, но свои 30% должна сохранить любой ценой.
Казалось бы, хорошо же для потребителя – сеть, получается, на его стороне, сдерживает цены. На самом деле, нет. Производители пищевых продуктов, в основном, балансируют на грани рентабельности. Давление торговых сетей вынуждает их снижать себестоимость за счёт качества. Отсюда и засилье пальмового масла, и гораздо более интересные следствия.

У нас принято страшно гордиться высокими показателями экспорта пшеницы в последние годы. Дело в том, что эта пшеница высвободилась для экспорта не только и не столько в силу выгодной мировой конъюнктуры. Высококачественные сорта пшеницы больше не востребованы производителями хлеба, макарон и других содержащих муку продуктов. Если они будут использовать качественную пшеницу, они станут выпускать убыточный продукт, потому что сеть у них по приемлемой цене товар не возьмёт, а заменит его тем, кто будет производить низкокачественный продукт из дешевых мучных смесей, укладываясь в требования.
Это касается абсолютно всех продуктов, в том числе и так называемых «премиальных». То, что наивный покупатель переплачивает, как ему кажется, за более высокое качество, он платит, на самом деле, за бренд – за воздух, за иллюзию, что купил что-то получше. На практике товары в Магните и Вкусвилле, Пятерочке и Азбуке вкуса не отличаются практически ничем, кроме антуража, в которых их продают, и упаковки.

Разбираться с этим – это не согласительные комиссии с картелем устраивать про «процент наценки туда – процент сюда». Решение проблемы требует, во-первых, подробнейшего анализа формирования цены на полке не только в конкретной сети, но и в конкретных точках сети, а по итогам введения совершенно новых правил регулирования, прямо запрещающих отдельные практики торговцев по рэкету производителей. А во-вторых, — огромной поддержки мелкого торговца, вовлечения в этот бизнес массы людей так, чтобы любая пара бодрых пенсионеров имела возможность открыть лавку рядом с домом и продавать там товары повседневного спроса своим соседям. Сегодня это невозможно из-за арендных ставок, отсутствия у людей стартового капитала и возможности взять кредит на сколько-нибудь соотносимых с реальными возможностями бизнеса условиях, монополизации логистики и ещё ряда фундаментальных факторов. Расшивать их – это не через «корпорации МСП» миллиарды гонять неизвестно куда, это огромная стратегическая работа. И нет сомнений, что сделана она никогда не будет.

А альтернатива – бессмысленные пасьянсы вокруг торговой наценки, позиция торговых сетей как бизнесов, которые сделали государству большое одолжение, и вымывание с полок продуктов, на которые государство пытается затормозить цены с более быстрым подорожанием всех остальных.

Новый Век  https://t.me/Wek_ru/13913

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора