Обязывает ли закон публиковать план интеграции с РФ до подписания? Разве это важно? Существенно иное

eugen1962 Политика 91

Фото: pixabay.com

В дополнение к коллекции (Отклики из Беларуси на публикацию газеты «Коммерсантъ» о программе углубления интеграции РФ и РБ). Журналисты ринулись к экспертам выяснять обязывает-необязывает закон публиковать, применительно к ответу на депутатский запрос Анисим премьер-министру Румасу о программе интеграции РБ и РФ (Тезисы, что озвучил Коммерсантъ, подтверждаются, интеграторы, похоже, осознают, что совершают измену). Ну да, выяснили, что есть ряд оговорок, позволяющих и не публиковать. Только это не важно. Существенно иное.

Во-первых, Румас нарушил процедуру ответа на депутатский запрос. Министр экономики Дмитрий Крутой действительно по поручению мог подготовить ответ на запрос. Но ответ должен был быть отправлен на бланке премьера и за его подписью — за подписью лица, кому депутат запрос адресовал.

Во-вторых, аргументация в ответе полностью противоречит тому, что сам премьер-министр Беларуси Румас заявлял официально и публично перед многомиллионной аудиторией программы «Разговор у президента» на телеканале «Беларусь 1» 23 августа сего года: «Я думаю после парафирования программы правительства двух стран опубликуют ее для того, чтобы у общественности были сняты опасения по поводу вопросов суверенитета и других».

Министр же экономики Дмитрий Крутой, отвечая 17 сентября депутату Анисим за своего начальника Румаса, пишет: «Публикация проекта Программы в отсутствии пакета дорожных карт противоречила бы общепринятой в мире практике организации переговоров, а также могла бы создать почву для информационных манипуляций».

И как расценивать такую существенную разницу?

Это формальный, к тому же с нарушениями процедур, ответ на деп.запрос разгильдяя-министра, который даже не соизволил узнать, что его начальник, кому запрос и был адресован, уже заявлял на сей предмет? Тогда почему не наказан разгильдяй Крутой, по вине которого «у общественности не сняты опасения по поводу суверенитета и других вопросов»?

Или это донос бдительного Д.Крутого, сиречь подчинённого, на своего начальника (Румаса), готовившегося совершить (по мнению Д.Крутого) вопиющее — «нарушив общепринятую в мире практику организации переговоров, готовил, тем самым, почву для информационных манипуляций». Однако его, Румаса удалось остановить бдительному подчинённому, предотвратившему, тем самым, возможные волнения масс, ежели не мятеж. Тогда почему Румас до сих пор не наказан?
Неувязочка.

Обязывает ли закон публиковать план интеграции с РФ до подписания? 19.09.2019, Белорусский партизан

Редакция Office Life попросила юриста, эксперта в вопросах доступа к информации, сооснователя Human Constanta Андрея Сушко пояснить, обязаны ли госорганы публиковать план интеграции с Россией до его подписания.

Напомним, что министр экономики Дмитрий Крутой не так давно в ответ на запрос депутата Елены Анисим по поводу программы интеграции ответил:

…Публікацыя праекта Праграмы ў адсутнасці пакета карт супярэчыла б агульнапрынятай у свеце практыцы арганізацыі перамоваў, а таксама магла б стварыць глебу для інфармацыйных маніпуляцый і фармавання ў грамадстве скажоных уяўленняў адносна інтэграцыйнага працэсу.

Эксперт напомнил, что в Беларуси есть закон «О нормативных правовых актах». Статья 7 этого документа регулирует публичное обсуждение таких актов. Принцип таков. Госорган, который готовит документ, может вынести проект на обсуждение:

— в интернете на специальном правовом форуме или на других веб-ресурсах;
через парламентские слушания;

— в СМИ;

— «иными способами, не противоречащими законодательству».

Однако в законе нет четкого списка типов документов, проекты которых обязательно подлежат такому обсуждению, а значит, и публикации. Есть лишь примерный список актов, которые, как правило, должны обсуждаться. Например, это «проекты актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности». Напомним, что план интеграции, если верить газете «КоммерсантЪ», предусматривает единый Налоговый кодекс с Россией и другие документы, которые могут влиять на ведение бизнеса.

Кроме закона, есть также Положение о публичном обсуждении нормативных правовых актов. Оно утверждено правительством в январе 2019 года и действует с 1 февраля. Документ гласит, что организаторами публичного обсуждения могут выступать президент, депутаты Палаты представителей, Совмин, Совет Республики, а также группа не менее чем из 50 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Правда, в самом положении не уточняется, как именно эту группу сформировать: через сбор подписей или интернет-петицию.

Андрей Сушко обратил внимание на следующее: в любом случае ответ министра экономики Дмитрия Крутого депутату Елене Анисим дает понять, что сейчас наверху пока не готовы услышать мнение по плану (программе) интеграции.

То есть очевидно, что обсуждение документа сейчас не планируется.

Опыт показывает, что у нас в таких случаях не работают юридические конструкции. Граждане не имеют возможности принимать участие в принятии решений, говорит Андрей Сушко

Редакция Office Life также обрати внимание на фразу из закона «О нормативных правовых актах»:

«Публичному обсуждению, как правило, подлежат…».

Ниже есть список случаев, когда эта норма не работает. Там есть строчка:

«…Подготовленные в связи с заключением, исполнением, приостановлением действия или прекращением международных договоров, а также касающиеся организации внешних сношений».

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора