Прыжок в невозможное

SOIZ Общество 131

ВСТУПЛЕНИЕ

Мы живём в ситуации, когда у очень многих возникло понимание: нынешнее положение невыносимо и его надо менять. Но как? Есть много разных предложений, проектов: что надо сделать, чтобы все изменить. Но в конечном счете все упирается в делателя. Проекты хорошие, но кто это будет все делать? Мы? Но мы ничего не делаем, мы, в лучшем случае, просто говорим… Мы не делатели, а говорители.

Есть ясность того, что корни проблемы кроется в нас. Чтобы изменить ситуацию, должны измениться мы сами. Такие, как сейчас есть, мы ничего изменить не способны. Мы каким-то образом должны перейти в другое состояние. Но как можно совершить этот прыжок  в другое качество? Как силами своего бессилия победить бессилие? Это кажется невозможным парадоксом, который не имеет никакого решения. В конечном итоге всё упирается в проблему человека. А проблема человека — духовная. Одними политическими средствами наша ситуация не разрешается. Чтобы совершить прыжок в невозможное, мы должны понять о себе что-то очень важное. Поэтому я сейчас попробую поговорить об этом важным и неполитическом, о том, что, так называемым, «серьезным людям» кажется бессмысленной, досужей болтовней.

https://youtu.be/OnQFOuAcgP8

ФИЛЬМ

Примерно год назад я слушал интервью Badcomedian, ему задали вопрос о том, какие фильмы ему нравятся. И он назвал «Песнь дьявол».

Я поискал в сети, нашёл и посмотрел его. Фильм превзошёл мои ожидания, ничего подобного не видел в последние годы. Кинопрокатчики, чтобы завлечь зрителя, подавали его как фильм ужасов, именно поэтому оригинальное название «Песнь тьмы» они переделали в «Песнь дьявола» — так позабористее будет… Но тьма в эзотерике не всегда тождественна злу и дьяволу, тут большая тема для разговора. И фильм, конечно же, не ужастик. Что такое типичный ужастик, даже в лучшем исполнении, я хорошо себе представляю — это привычный наборчик шаблонов перемешанный в различных сочетаниях. Такая довольно дешёвая «комната страха», в которой из шкафа в нужный момент вываливаются пластмассовые скелеты. И фильмы ужасов меня давно уже не удивляют и тем более не пугают. Но ирландский режиссёр Лайам Гэвин снял кино не для того, чтобы попужать, ему есть что сказать. В потоке бессмысленного шума фильмы с содержание узнаешь сразу, и неважно даже — о каком содержании идёт речь. Когда у режиссёра есть важная мысль, которую он хочет сообщить, то это видно сразу, это разительным образом отличается от развлекаловки. Режиссер сам написал сценарий, и самое поразительное, что я узнал о фильме – у него было всего 20 дней на его съемки! В нем практические нет спецэффектов, а действующих лиц практически двое. Всё крайне лаконично. И в этом фильме, как мне кажется, можно обнаружить некие важные принципы, которые как раз касаются «прыжка в невозможное»…

ПРИНЦИП 1. БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ.

Двое человек запираются в доме, чтобы совершить невозможное — перетащить этот дом в другое измерение:  София, обезумевшая от горя мать, которая потеряла ребенка и не смогла с этим смириться, и Соломон, не нашедший места в этом мире. Эти два человека уже находятся в состоянии особой страстности. А без страстности ничего нельзя совершить. И аскет, борющийся со страстями, тоже захвачен особой жаждой и страстью. И эта страсть — есть жизнь, без нее невозможно ничего. Движется только горячее или холодной, теплое лежит. Для великого действия требуется возгорание искры в пламя. Устремленность должна быть полной, бескомпромиссной.

Шри Мата Амританандамайи Деви сказала: «Знаете ли вы, какого рода непривязанность необходима для достижения богореализации? Представьте, что вы крепко спите дома. Внезапно вы просыпаетесь очень горячими. Вы обнаруживаете, что неистовый огонь полыхает повсюду вокруг вас. Разве в этот момент вы не доведёте себя до неистовства, пытаясь выбраться из огня пожара? Подумайте о той настойчивости, с которой вы бы взывали о помощи, столкнувшись лицом к лицу со смертью. Вы должны взывать с той же настойчивостью, стремясь узреть Бога. Подумайте о том, как кто-то, кто упал в глубоководный водоём и не умеет плавать, будет бороться, чтобы дышать. Именно так вы должны изо всех сил стремиться раствориться во всевышнем Абсолюте. Вам следует постоянно осознавать горе из-за того, что вы ещё не узрели Бога. Каждое мгновение ваше сердце должно разрываться от боли из-за этого».

Только так — доходя до предельного напряжения можно чего достичь.

И есть такой оккультный принцип — «то, что вверху, то и внизу». То, что внутри, то и снаружи.

Есть герметический закон: «Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху. Как внутри, так и снаружи, как снаружи, так и внутри».

Внутренние изменения, меняют нашу внешнюю жизнь. Но верно и обратное: изменения в нашей внешней жизни — начинает менять наше сознание. Невозможно произвести внутренние изменения, если ничего не менять вовне. Наши обыденные действия порождают обыденное сознание. Для перехода в иное состояния требуется совершение непривычных действий. Например, для обыденного состояния характерен внутренний шум в голове, внутренний привычный диалог, серый поток мыслей. Именного для его остановки в различных практиках начинают читать мантры или молитвы, они есть средства разрушения оболочки привычного. Кроме того, в некоторых практиках применяются непривычные ритуальные движения, чаще всего танцы, например, зикр у дервишей. Так же используется особая обстановка, с особыми звуками и запахами. Храм есть сакральное пространство, вырывающее человека из обыденного мира. А герои фильма запираются в доме для проведения изнурительных, повторяющихся обрядов, чтобы совершить прыжок в невозможное.

Средний человек похож на поезд, мчащийся по приложенным рельсам, его образ жизни полностью обуславливает, формирует его образ мыслей, не приемлющий новизны. Для того, чтобы изменится — в жизнь надо привносить что-то иное…

2.  НЕЛЬЗЯ ВЕРНУТЬСЯ.

Некоторые диалоги из «Алисы в стране чудес» прекрасны и глубокомысленны. Особенно хорош диалог Алисы с Чеширским котом:

«— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.

— Мне все равно… — сказала Алиса.

— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.

— … только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.

— Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот. — Нужно только достаточно долго идти».

Здесь в нескольких предложениях сказано все, что нужно знать о жизни…

Дао — это Путь. И чтобы приблизиться к Абсолюту надо встать на Путь с большой буквы. Это иное состояние бытие: когда есть цель и движение к ней.

Но большинству, как Алисе — «все равно». Они никуда не движутся. Они мечутся. В фильме «Бег» есть великолепная иллюстрация состояния нашего мира: во сне Хлудову видятся слепые, бессмысленно мечущиеся, сталкивающиеся, падающие и катящиеся вниз с по склону. Это мы, грешные, это наша жизнь. Существует версия, что человек использует мозг на 10%, её опровергают, говорят, что это миф. Но мы действительно существуем словно бы во сне,  мы не включены, мы — неиспользуемый потенциал. Семя брошенное на камень

Но и пробуждение несёт определённые риски, ведь «мёртвые не умирают», а рожденный, живой может погибнуть.

В фильме «Матрица» присутствует образ изменника — Луиса Сайфера, пытающегося договориться с архонтами Матрицы и вернуть себе, пусть иллюзорное, но благополучие и довольство. «Пусть я все забуду»- говорит он агенту Смиту…

Однако, многие учения в этом отношении категоричны: вставая на Путь вовсе не обязательно обретёшь просветление, но назад не вернёшься. Нельзя вновь обрести вкус утраченных иллюзий.

В фильме «Песнь тьмы» Соломон предупреждает перед началом обряда: «Как только я замкну круг, выйти отсюда до окончания ритуала будет нельзя».

И когда все пошло не так, женщина пытается сбежать из дома, наполненного кошмарами, но очень скоро понимает, что она в ловушке — начатое нельзя остановить, и мосты уже сожжены. Можно лишь двигаться вперёд или замереть в кошмарном состоянии между мирами.

В апокрифическом евангелии от Филиппа есть место, которое привлекло моё внимание при первом же прочтении этого текста: «В этом мире есть и хорошее, есть и плохое.  То, что  в нем хорошее, —  не  хорошее,  и то,  что в  нем плохое, не плохое. Но есть плохое за  этим миром,  что воистину плохо, что называют серединой. Это  — смерть. Пока мы в  этом мире,  нам следует  приобрести себе воскресение, чтобы,  если мы  снимем с  себя плоть, мы оказались бы в  покое и  не бродили  в середине. Ибо многие сбиваются  с пути».

3. ПУТЬ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СРЕДСТВОМ.

Есть много причин, по которым люди встают на Путь, и не все они достойны. В фильме «Песнь тьмы» убитая горем мать, поняв, что все обычные средства исчерпаны, прибегла к магии, желая ещё раз увидеть своего ребёнка и отомстить убийцам. Многие на её месте постарались бы забыться и пережить горе или тихо засохнуть в неутешном отчаянии. Но она избрала действие, вполне безумное с обыденной, рациональной точки зрения. И она добилась в итоге результата. Вот только он был совсем не тот, которого она вначале желала. Она не встретилась с ребёнком и не отомстила, она сама преобразилась. Вставая на Путь нельзя его сделать средством.

Есть история Миларепы — учителя тибетского буддизма, знаменитого йога-практика, поэта, одного из основателей школы кагью. Его учителем был Марпа-переводчик. Он родился в богатой тибетской семье, но его отец внезапно умер от болезни, и дом, поле и всё имущество забрал его дядя, который жестоко относился к Миларепе, к его матери и сестре. Мать Миларепы не в силах терпеть издевательства, заставила его он учиться магии, чтобы отомстить своему дяде. Обучение было успешным, Миларепы достиг желаемого и месть состоялась. Но на этом Путь не закончился.

Миларепа понял, что месть была ошибкой, он стал искать буддийского учителя для избавления от негативной кармы. Миларепу направили к Марпе переводчику. Марпа перед приходом Миларепы увидел сон, что к нему принесли большой твёрдый алмаз для огранки. Специально по отношению к Миларепе Марпа вёл себя чрезмерно строго и сурово, заставлял его делать тяжёлую работу и отказывался давать ему буддийские посвящения. Миларепа строил дома, к которым Марпа всё время придирался и заставлял их разрушать и строить заново. После двенадцати лет медитации Миларепа достиг состояния ваджрадхары (полного просветления). Про Миларепу говорят, что он — первый, кто достиг такого высокого уровня просветления за одну жизнь, не имея заслуг в предыдущих рождениях.

В книге Александры Давид-Неэль «Магия и тайна Тибета» меня очаровала история Карма Дордже: «Карма Дордже происходил из низкого рода. С самого детства в монастыре, где он служил гейогом, стал мишенью для насмешек, его презирали молодые послушники – ровесники, принадлежавшие к более высоким социальным слоям. Бесконечные глумления отравили молодой ум: с возраста чуть более десяти лет поклялся он – поднимется над теми, кто унижал его. И вот он вырос; товарищи теперь воздерживались открыто демонстрировать ему свое презрение, но и не слишком скрывали – молчали с ним и вели себя надменно. Карма Дордже, гордый и обладавший сильной волей, не переставал мечтать о выполнении своей клятвы, данной в ранние годы. Низкое происхождение и монастырские условия оставили ему лишь один способ достигнуть своей цели: сделаться известным налджорп, магом – одним из тех, кто подчиняет и заставляет служить себе демонов. Только так отомстит он за свои мучения и заставит виновных трепетать перед собой. В таком не слишком набожном настроении Карма Дордже ушел – будучи одержимым, как он сказал, – в лес медитировать».

С удивительной целеустремлённостью стало он добиваться своей цели, двигаясь вперед, не останавливаясь. И в итоге он достиг желаемого. Но когда он достиг — с ним что-то произошло. Он отверг не только тех, кто над ним когда-то издевался, но и самого себя, желавшего отомстить за эти насмешки. Путь преобразил идущего…

Как сказал Чеширский кот: «Куда-нибудь ты обязательно попадешь, нужно только достаточно долго идти…»

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Я понимаю, что некоторые рациональные читатели, прочитав этот текст, только пожмут плечам: «О чем все это? Какая-то оккультная муть, какие-то йоги, колдуны и прочая чушь!» Но на самом деле речь идёт не об оккультизме, а о человеческой душе. Ведь не случайно, например, Густав Юнг в своих исследования человеческой психики обратился к алхимическим и религиозным символам.  Природа нашей души — магична. И некоторые маги это понимали. Образ Алистера Кроули — эксцентричен, мрачен, но это был не глупый человек (кстати, небезынтересно было бы сопоставить эти две фигуры — Юнга и Кроули). Кроули интересовался психологией, что можно обнаружить в его работах.

Вот фрагменты из его книги «Магия в теории и на практике»:

«Профессор Зигмунд Фрейд и его школа отчасти раскрыла корпус Истины, столетиями преподававшейся в Святилищах Посвященных. Однако неспособность понять Истину во всей ее полноте привела Фрейда и его последователей к ошибочному утверждению о том, что настоящим судьей и руководителем человеческих поступков является так называемый «Цензор», откровенно суицидальный по своей сути. Поэтому официальный психоанализ продолжает содействовать обману, хотя в основе этой науки лежат наблюдения над катастрофой человека, неверно понимающего сообщения своего Бессознательного Я — эти «огненные буквы на стене», языком сновидений говорящие нам о сумме важнейших тенденций истинной природы нашей личности. В результате психоаналитики неверно истолковывают жизнь и опускаются до абсурдных утверждений о том, что человек по природе своей является антисоциальным, преступным и болезненно-животным существом. Вполне очевидно, что все эти недостатки Бессознательного, о которых говорят психоаналитики, сродни «первородному греху», о существовании которого столь настойчиво твердят богословы».

«Hи одно из таких слов нельзя произносить, пока не наступит кульминационный момент; но и в этот момент оно должны вырываться у мага как бы вопреки его собственной воле — как будто он изо всех сил не желает произносить данное слово. … Это вполне объяснимо с точки зрения психоанализа, поскольку это слово способно возбуждать подавленное подсознательное либидо».

Возможно, самая главная задача магии заключается в том, чтобы заколдовать или расколдовать прежде всего себя…

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора