МЯТЕЖ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

SOIZ Общество Политика 89

Трагедия угасающей цивилизации

У меня нет любимых поэтов, у меня есть любимые стихи. Я так написал об этом:

Ко стыду я не люблю поэтов,
Я люблю отдельные стихи.
Из толстенной книги на примету
Пара лишь зацепит и глухи

Струны сердца для чужих созвучий;
Что-то про сгоревшую любовь,
Что-то про природу, травку, сучья, —
Все не в глаз, а мимо, мимо – в бровь.

Но одно – особенно зацепит,
И читаю много-много раз…
Словно Солнце Духа вдруг осветит
И скрывается за облако от нас.

Не могу сказать, что я люблю Максимилиана Волошина, как поэта. Я безумно люблю его акварели, а вот его сборник листал, и не могу сказать, что все стихи легли мне на душу… Но у Максимилиана Волошина есть удивительное произведение, которое я постоянно перечитываю, постоянно возвращаюсь к нему. И мне кажется, что ничего равного в русской литературе нет. Это «Путями Каина». Этот цикл философских поэм открывает «Мятеж». Там звучит вот это:

Лишь два пути раскрыты для существ,

Застигнутых в капканах равновесья:

Путь мятежа и путь приспособленья.

Мятеж — безумие;

Законы природы — неизменны.

Но в борьбе за правду невозможного

Безумец —

Пресуществляет самого себя,

А приспособившийся замирает

На пройденной ступени.

Зверь приноровлен к склонениям природы,

А человек упорно выгребает

Противу водопада, что несёт

Вселенную

Обратно в древний хаос.

Он утверждает Бога мятежом,

Творит неверьем, строит отрицаньем,

Он зодчий,

И его ваяло — смерть,

А глина — вихри собственного духа.

Сохранился автограф плана, где Волошин сам обозначил темы и идеи этого произведения: «Эволюция, как приспособление, и эволюция как бунт. Приспособившийся понижается до уровня среды. Мятежник пересоздает себя, делая среду, нужную для жизни, своим внутренним достоянием. Истинная революция есть бунт против законов природы».

Животные живут в равновесии с окружающей средой. Они приспосабливаются, они адоптируются. И суть человека, его принципиально отличие от животного в том, что он устраивает мятеж против законов мира и меняет его, и в этом мятеже меняется сам. В этом величие человека.

В чем трагедия угасающего общества (а современная Россия сейчас – несомненно угасающее общество). Люди переходят в состоянии адаптации. Идет регресс, условия меняются, но люди не восстают, не противятся этим изменениям, она приспосабливается под ухудшающиеся условия. Регрессирует социальная среда, культура, отношения, но мы адаптируемся, мы не противимся, а подстраиваемся под эту ситуацию, т.е. тоже регрессируем, становимся все более примитивными, тупыми, глупыми. Мы движемся против вектора эволюции – назад к амебе. И в силу своего регресса мы даже теряем способность понимания трагизма ситуации, т.к. мы утрачиваем ту высокую человечность, что способна этот трагизм понять и пережить. Это ситуация спивающегося человека, который чаще всего даже не понимает, что он гибнет. Алкоголик становится на путь выздоровления только тогда, когда он вдруг пробуждается и видит край пропасти, когда он признает: «Я алкоголик». Но так, как он в своем алкогольном регрессе утрачивает человечность, то чаще всего он утрачивает и эту возможность пробудится. Он упрощается. Вы заметили – как страшно похожи алкоголики один на другого, до какой степени у них одинаковая речь, поведении, вне зависимости от стартового уровня, от того кем раньше они были. Приспособление, адаптация к регрессу – это приспособление к смерти, к небытию, это скольжение во тьму.

Почему в принципе возникает регресс, почему возникла эта страшная ситуация в нашей стране, в нашей цивилизации? Что случилось?

Волошин пишет в «Мятеже»:

       1

В начале был мятеж,
Мятеж был против Бога
И Бог был мятежом.
И всё, что есть, началось чрез мятеж.

2

Из вихрей и противоборств возник
Мир осязаемых
И стойких равновесий.
И равновесье стало веществом.
Но этот мир разумный и жестокий
Был обречён природой на распад.

3

Чтобы не дать материи изникнуть,
В неё впился сплавляющий огонь.
Он тлеет в «я», и вещество не может
Его объять собой и задушить.
Огонь есть жизнь.
И в каждой точке мира
Дыхание, биенье и горенье.
Не жизнь и смерть, но смерть и воскресенье —
Творящий ритм мятежного огня.

Наш мир обратился в тлен потому, что в нем угас этот мятежный огонь жизни. И мы адаптируемся к регрессу потому, что в нас угас это священный огонь. И в этой кромешной тьме нет другого спасения, как искать в себе ту искру, что можно разжечь в пламя.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора