ПУТЬ ШАМАНА

soiz [1231402] Альтернативное мнение 318

Погружение в Хаос

История с якутским шаманом получилась очень интересная, показательная.

Дело даже не в том, как относиться к шаманизму, оккультизму и прочим подобным измам. Предположим, что есть некий злой оппозиционер, который в бессильной злобе пытается причинить власти хоть какой-то вред, хоть как-то ее задеть, вставить ей хоть какую-то шпильку в больное место. И самое худшее для него, когда на его выпады отвечают холодным игнором. Ты прыгаешь, орешь, а тебя не замечают: Гулливер не видит лилипута. А тут вдруг вышел одинокий шаман и на него вдруг обратили внимание, спустили полицию. И до того, как на него пустили полиции, эта новость воспринималась довольно странно, причудливо. Но как только шамана стали прессовать — это стало политическим событием, политической новостью. В итоге власть своими действиями оформила шаманизм, как вполне адекватное политическое действие. У нас политизировали шаманизм. Без участия власти, без такой ее реакции, сам протестующий шаман не смог бы этого сделать. И теперь получается, что найден новый рычаг воздействия на власть, хотя бы психологический. Если есть такая фобия, такая уязвимость, то можно и не собирать многотысячный митинг, а взять бубен и пойти на Москву. Пройдешь километр, читая магические мантры, и кто-то вспотеет в Кремле или у кого-то нарушится сон.

Я напомню, что 21 октября 1967 года десятки тысяч хиппи собирались силой мысли поднять Пентагон в воздух. Интересное было начинание.

Прошли многотысячные митинги против пенсионной реформы по стране и это не оказало никакого воздействия. А шаман пошел, и это вдруг оказалось больно. А ведь, казалось бы, самая выгодная реакция на марш шамана — смех:  «Да пусть идет!» Или еще неглупый ход — устроить клоунаду: нарядить несколько фриков и устроить магический марш против гриппа или диареи в Москве, какую-то такую «монстрацию». Но власть оказалось на это неспособной, и отнеслась к ситуации с крайней серьезностью, демонстрируя свою ранимость и чувствительность.

И это раскрывает суть нашей ситуации, которая уже, как минимум, не вполне находится в поле рациональности. А многие выступающие против власти считают, что можно добиться успеха давя только на рациональные кнопки общественного сознания, не понимая, что люди уже погружены в некую иррациональность, что сама атмосфера — другая.

Это все открывает новое поле для деятельности: чисто рациональные акции, вроде митингов, где люди собрались, поругали власти и разошлись, а их потом начинают сажать за то, что они зевали или моргали на полицейских, может заменить нечто другое. Эти акции вполне могут обрести магический характер, например, коллективных камланий, радений с впадением в транс и вызовом духов, чтением очистительных заклинаний. И глядишь, кто-то не только сильно вспотеет, но и почувствует себя неважно….

Власть к этому серьезно относится потому, что она впала в  пограничное состояния. Как сообщает время от времени  профессор Соловей,  представители власти в условиях нестабильности,  неясности того, что будет происходить дальше, начинают обращаться к потусторонним силам, используя для этого отечественных и зарубежных шаманов и магов, иногда платят за это большие деньги. Именно поэтому странная на первый взгляд магическая акция протеста якутского шамана оказалась такой ощутимой по воздействию, ведь власть в этом плане стала уязвимой.

Власть тверда, надежна только тогда, когда она имеет внутреннее самоограничение. Монархическая власть ограничивала себя религиозными принципами. А какие основания у нынешней власти? Их нет, они исчерпаны. Она ни на чем не базируется, весит над бездной.  А у нас сейчас власть полностью утратившая берега. Нет не только сказки, идеи для внешнего употребления, но и по сути — для внутреннего. И она не может найти язык, на котором может говорить с народом. Инструмента коммуникации нет. И власть не только другим ничего не может сказать, но даже себе ничего не может объяснить. Она висит в пустоте. И висит там не имея никакой защиты. И она в этой безбрежности подсознательно ощущает какую-то странную, смутную внешнюю силу, где-то незримо витающую, и поэтому есть желание получить к ней доступ.  И она начинает искать хоть какую-то точку опоры в магическом, пограничном. А раз она начинает играть с пограничным, то становится открытым для магического воздействия.

Древние космогонические мифы предлагают нам интересные модели мира. И даже скептические настроенные к мифологии люди, тем не менее могут увидеть в этом хотя бы интересные символы для понимания человеческой психологии. А эти модели нам сообщают, что Космос рождается из Хаоса, который есть Мать, источник всего. Он бесконечный, неисчерпаемый источник энергии и жизни. И он же есть конец всего. При этом можно заметить, что различные нюансы в понимании Хаоса.  «Хаос» в переводе с греческого — это пасть. Это изначальное пустое пространство. Но в нашем понимании, хаос — это скорее беспорядок, бурление различных форм в расплавленном и полурасплавленном состоянии, такой кипящий вселенский бульон, из которого все рождается и в который все возвращается.

Космос рождается в итоге структурирования, упорядочивания, расчленения Хаоса. Благодаря этому образуется такая ограниченная форма, как Космос (древние греки наслаждались Космосом эстетически, как законченной, совершенной скульптурной формой). Но это структурирование, упорядочивание рождает энтропию. Рожденная форма, именно в силу своей упорядоченности, идет к энергетическому исчерпанию и распаду. И когда Космос подходит к своему исчерпанию, вся его рациональность и ясность теряет свою мощь, становится вялой, мертвой, скучной. И тогда начинается эпоха погружения в Хаос, Космос начинает тонуть в этом вечном океане. Тяга к Хаосу становится необоримой и всеобъемлющей, скрывающейся под различными внешними формами.

Мы вообще живем в странной пограничной эпохе, полной магизма. Запрет, например, в некоторых странах советской символики — это проявление магического сознания. Что такое запрет определенной идеологии — это понятно, это рационально. Нельзя убивать человека, нельзя есть детей, нельзя насиловать и призывать к этому других — это ясно и логично. Но запрет символики — уже похож на страх магического воздействия. Показал человеку свастику, у него расширились зрачки и он идет искать определенных людей, дабы запереть их и отравить газом… Или запрет на определенное толкование истории, например, отрицание холокоста — вполне похоже на борьбу с ересями, тут уже грань рациональности перейдена. Осталось только аутодафе устраивать.  История с шаманом показывает, что власть уже далеко в эти дебри забралась…

Дугин в своих лекциях интересную модель нарисовал, я быть может немножко его перевру, но он говорил примерно так: народ — это аналог бессознательного в человеческой психике, а власть — аналог рационального сознания. И у нас они находятся в состоянии конфликта — то слегка смягчающегося, то обостряющегося. И сейчас конфликт обострился настолько, что невроз переходит в психоз.

И если говорить о шаманизме, то в нем описывается такое явление, как утрата души. Кстати, следует обратить внимание на то, как в Традиции говорится о душе, она ведь в интересном взаимоотношении с человеком находится: душа гуляет во сне, душу можно продать, душу могут похитить, душу можно потерять. При этом человек, утративший душу, не умирает, а продолжает жить. И получается, что душа есть нечто такое, что есть и твое, и не вполне с тобой совпадает. Т.е. может вполне случиться такая оказия, когда тело будет жить еще долгие годы, но уже без души… И в случае такой беды шаман погружался в транс и отправлялся в долгое путешествие, чтобы найти и вернуть потерянную душу. Так вот: проблема нашей современности в том, что мы, быть может, утратили душу, поэтому рушится наш Космос, поэтому мы погружаемся в Хаос. А задача возвращения души – не только рациональна, и требует не только рациональных, но и духовных усилий…

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора