ПОГАШЕНИЕ ФАНАРА

Виктор Евлогин 16.10.2018 14:44 | Религия и политика 46

Поговорим не о том, что случилось, а о том, что метафизически стоит за случившимся. Случилось же давно ожидаемое: члены Священного Синода Русской Православной Церкви признали невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским патриархатом. 15 октября об этом сообщил официальный сайт Московского патриархата. Существуют внутрицерковные дела, вопросы организации, дипломатии, сослужения и т.п. Существует же, кроме этого, ещё и МЕТАФИЗИКА — та главная субстанция, потеряв из виду которую, церковные внутренние дела теряют всякий смысли и назначение…

«Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими „епископами“ и „клириками“, посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами», — говорится в заявлении Священного Синода в связи с посягательством Константинопольского патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви, принятом на заседании в Минске.

Как ни крути, но истина в том, что святость не бывает безумной или безДумной. Выше разума она может быть, а вот противоположной или отрицающей разум – нет. И здесь нужно понимать две очень важные вещи о религии в нашей жизни. Которые, в сущности, очень просты:

1. Нельзя ни во что не верить.
2. Нельзя верить во что попало.

И то, и другое путь к безумию, в жуткий мрак, где прячутся бесы, в тот самый пресловутый «сон разума», рождающий чудовищ. Авторитет учителя всегда имел и будет иметь огромное значение для ученика. Очень многое ученики принимают от учителя на веру. Но как бы ни был авторитетен академик математики – когда он начинает писать на доске «2х2=5» весь его авторитет улетучивается. Авторитет, репутация зарабатываются долго и тяжело, а улетучиваются порой в единый миг.

А всё почему? У авторитета нет права лгать. Нельзя просто так вот взять голимо-политиканскую волю сатанистов США и выдать её за Православие! Тут уже не важно, патриарх ты или не патриарх… Ну да, был некогда у человека авторитет, а он его продал за сатанинские коврижки… Не токмо патриархи, но и лучший из ангелов света отпадал от Бога, и такое было…

Ибо религия – не магия, которая служит любому, лишь бы он знал заклинания и магические пассы. Религия – противоположна магии.

+++

«Путь разума в поисках Истины» — так называется замечательный и очень глубокий учебник по общему богословию замечательного нашего учёного, заслуженного профессора Московской духовной академии, Алексея Ильича Осипова. Из самого названия явствует, что Разум ищет истину, а религия ему в этом помогает, «связывает» отдельную личность с Вечной Истиной.

Религиозный тип познания – это высший тип познания, гармонично сочетающий в себе все типы познания: и обыденный здравый смысл, и научный анализ, и данные логики, опыта, авторитета, и чувствования сердца, эмоционально-интуитивное чувствование, и твёрдо установленные факты, и смутно ощущаемые мистические глубины. Только такой, высший тип познания, связанный с синтезом всех источников познания, может дать нам Истину. Низшие типы познания (строго-научный или ограниченно-чувственный, отдельно взятый опыт или отдельно взятая интуиция) – всегда в силу своей однобокости восприятия дают вместо истины суррогат.

Иногда – полезный (в узких рамках дисциплины), иногда бесполезный, а порой и ядовитый, токсичный. На место «истины» претендует нечто, попирающее и отрицающее Истину с большой буквы… Об этом и сказано – «специалист подобен флюсу», то есть его всё время заваливает то на один, то на другой бок. Суть же высшего знания человека (делающего человека человеком, а не роботом и не животным) – в том, что Бога нельзя ни познать, ни отрицать. Отсюда – фальшивость и деструктивность как фанатических сект, так и нигилистического цинизма.

Никакой из органов познания не даёт нам Истины целиком. Показания разных органов познания нужно сверять, сопоставлять, подобно тому, как следователь сопоставляет показания разных свидетелей (ведь у каждого свидетеля свой интерес в деле). Иногда нам откровенно врёт наука, а иногда обманывает чувство, сердце. Иногда нас «разводят» на «очевидность» (используя обман зрения и иных органов восприятия), а иногда нас запутывают чрезмерным мистицизмом, лжезначимой таинственностью.

Поэтому религия и есть «Путь разума в поисках Истины». Не узко понимаемого рассудка, у которого мракобесия больше, чем у шаманов (то аппендикс «лишняя кишка», то семейного бушмена в клетку зоопарка, как обезьяну, посадили). А Разума, как гармоничного сочетания опытов, логики, традиции, чувства, собственной и книжной информации, и т.п.

+++

Ценность церковной организации заключается в том, что она хранит Истину.

Возьмём для аналогии Академию Наук: что первично? Наука, как познание, или Академия, как структура? Что кого должно обслуживать? Очевидно же, что ценность Академии, как института – только в её служении научному познанию, как процессу. А если официальная Академия займётся лженаукой? Тогда, конечно же, исчезнет не наука, а Академия. Наука как была, так и останется, ведь Луна не исчезнет, если мы перестанем её изучать. А вот Академия, как иерархическая структура, кормушка академиков – превратится в собственную противоположность…

Церковная организация по крупицам собирает, хранит и преемственно передаёт Высшую Истину. В этом и только в этом заключается её ценность. А если она отвернулась от Истины, то моментально превращается в скопище корыстных проходимцев, занятых не делом, а вымогательством. Сказав такое, сказал ли я что-то новое? Ни в коем случае! Вся история вселенской церкви есть история её очищения от еретиков и раскольников, постоянного изгнания сектантов магизма из своих рядов.

Есть Истина, а есть те, кто пытаются продавать отсебятину под видом Истины. Отсебятина прохиндеев – либо целиком ложь, либо кусок Истины, вырванный из контекста и гипертрофически раздутый. То есть берут отдельный орган – и выдают за организм. А орган сам не живёт. Он – мертвечина, если вырезан из контекста. Он или гниёт, разлагаясь в руках, или плещется в банке с формалином – но в любом случае уже не работает как орган. Вырванному сердцу некуда толкать кровь, оно больше не сердце.

+++

То, что делает Варфоломей Стамбульский – именно магия, и довольно примитивная магия. Он предполагает, что обладает некоей духовной силой, которую может использовать как угодно, с любой целью, какой вздумается. Между тем даже великие святые творили чудеса не сами по себе, а от Бога, и только от Бога. Они не могли и не могут использовать благодать по собственной воле, например, «подарив» паству бандеровцам или американцам – потому что и благодать НЕ ИХ, и паства НЕ ИХ.

Они исполняют обязанности в строгих рамках, и как только перестанут их исполнять – утратят и всякую связь с благодатью. Звучит сложно, но на самом деле всё очень просто и понятно любому, самому обычному человеку даже в элементарном быту.

Кого мы называем добрым человеком? Того, кто делает добрые дела, умеет и хочет их делать. А если он сделает злое дело, кем тогда бывший добрый человек станет? И не один раз, не сгоряча, после покаявшись, а системно, продуманно, раз за разом? Прежнее определение «добрый человек» перестанет быть действительным: сгнивший продукт уже не является продуктом.

Точно так же и титул «святейший»: он делами обретается, и делами же теряется. Это определение (святость, благодать) нельзя, как предмет, запереть в сейфе, и держать там при любом поведении владельца. Это же не камень и не золотое украшение, безразличные к хозяину. Это именно определение состояния: молоко называют «молоком» пока оно не скисло, а теплое зовут «теплым» пока не охладится.

Это и констатировал синод РПЦ – да и не мог иначе, потому что на него пристально смотрят придирчивые глаза рядовых, но совсем не безразличных хранителей и носителей веры. Тех, что некогда предпочитали смерть поклонению римским императорам как богам…

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора