СОВЕТСКАЯ ЭЗОТЕРИКА

soiz [1231402] Альтернативное мнение 574

Начиная работу на этим материалом, я понимал – насколько он сомнительный по своему характеру не только для противников советского строя, но и его сторонников, которые тоже вряд будут приветствовать искания в области смутного и неопределенного. К тому же подобная работа требует много времени и определенной строгости, выверенности, а я по своему опыту знаю, что если не изложу мысль сразу, как есть, а буду откладывать на момент, когда «времени будет достаточно», то скорее и вовсе ничего не напишу. Еще один явный недостаток – это слишком большой объем для статьи, но мне не захотелось раскидывать материал по разным статьям, чтобы получилось целостная картина в одной публикации – для тех немногих, кому это интересно, она будет удобней «многосерийных фрагментов».

ПРЕДИСЛОВИЕ

В книге А.  Мариенгофа «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги» есть такой фрагмент: «Бонч-Бруевич рассказывает: «В 1919 г., в Кремле красноармейцами был устроен литературно-музыкально-вокальный вечер, на котором, между прочим, должна была выступить артистка Гзовская. Ленин решил пойти послушать и пригласил меня пойти вместе с ним. Мы сели в первый ряд.

Гзовская задорно объявила «Наш марш» Владимира Маяковского.

Артистка начала читать. То плавно ходя, то бросаясь по сцене, она произносила слова этого необыкновенного марша:

Бейте в площади бунтов топот!

Выше, гордых голов гряда!

Мы разливом второго потопа

Перемоем миров города.

— Что за чепуха! — воскликнул Владимир Ильич. — Что это, «мартобря» какое-то?…

И он насупился.

…Его отрицательное отношение к Маяковскому с тех пор осталось непоколебимым на всю жизнь».

Ленин, будучи авангардистом в политике, совсем не понимал авангардизма в литературе. Он в этом плане был очень консервативным. Что, впрочем, совсем не помешало тому, что эпоху творил и Ленин, и Маяковский, и многие другие. Это был единый поток, в который сливались очень многие течения. Поэтому, чтобы понять Красный проект бывает недостаточно только ограничиваться цитатами Ленина и Маркса, они всего объяснить не смогут, необходимо к тому же заниматься своеобразной археологией смыслов, которая есть дело рискованное в силу своей смутности….

МИСТЕРИЯ ОГНЯ

Весь советский проект пронизывает символизм огня – от красного флага до языков пламени на пионерском значке. Огненная стихия предстает в известной пионерской песне:

Взвейтесь кострами, синие ночи!

Кроме того, во многих советских городах были созданы мемориалы с Вечным огнем. Например, в Волгограде или в Москве он находится в самом центре города.

Культ Вечного огня очень древний. Я сделаю небольшой экскурс в историю по статье А.Валяева (zoroastrian.ru)

Культ огня в Индии

Бог огня Агни играет значительную роль в ведической и индуистской мифологии. Он выполняет посредническую функцию между людьми и богами. Ведических ариев можно с полной уверенностью назвать огнепоклонниками, поскольку культ огня в религиозной жизни древних ариев занимал важнейшее положение. Агни (огонь) стоит в центре древнеиндийского ритуала, и не случайно ему посвящено более 200 гимнов Ригведы.

И вот, что особенно важно: Агни не только горит, сияет в пылающем дереве, он присутствует среди людей и наполняет их внутренним светом.

Культ огня в Древнем Иране

В зороастризме огню отводится исключительная роль — он считается высшим творением Ахурамазды. Огонь разлит по всему космосу и пребывает во всех его живых творениях, кроме храфстры — порождений злокозненного Ахримана. По представлениям индо-иранцев, огонь воплощал Истину-Ашу и был ее зримым проявлением в реальном мире.

И вот еще важный момент: через посредство огня устанавливается духовная взаимосвязь между миром людей и миром Истины.

В зороастризме молитвенная комната устроена исключительно просто, в ней нет ни статуй, ни каких-либо выразительных архитектурных элементов. На стенах и потолках отсутствуют фигурные и орнаментальные композиции. Внимание верующих сосредоточено только на жаровне с огнем, и ничто не может отвлечь от созерцания огня, живого образа Бога.

Культ огня в Древнем Риме

Древние римляне видели в огне священного очага городской общины и отдельных домов божество, именуемое ими Вестой. Огонь — первая стихия, возникшая из пустоты при рождении мира, он наполнил своей животворной энергией все последующие творения и дал толчок к эволюционному развитию Вселенной.

И вот здесь мы находим прямую параллель советским мемориалам с Вечным огнем:

Веста в Древнем Риме почиталась как покровительница государства, поэтому святилища Весты находились в каждом городе. Особыми привилегиями в обществе пользовались весталки — жрицы Весты, поддерживавшие священный Вечный огонь, который символизировал устойчивость, благоденствие и величие Рима и никогда не доложен был гаснуть. Дурным предзнаменованием для Священного города считался погасший на алтаре Весты огонь.

Культ огня в Европе   

Культ священного огня был распространен по всей территории Европы, о чем свидетельствуют сохранившиеся у североевропейских народов праздники Бельтайна, Самайна, летнего и зимнего солнцестояний, ритуальным центром которых всегда был священный огонь.

 

Культ огня в Древней Руси

Б.А.Рыбаков пишет в книге «Язычество древней Руси»:  «Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшегося Перуном, т. е. богом огня, ибо русские огонь называют «перун». В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огню потухнуть, то наказывался смертью… Культ огня в самых различных формах дожил до начала XX в. повсеместно. Огонь называют «богом», «святым огнем»; при вздувании огня читали молитвы».

Символика огня в христианстве

С огненными символами мы встречаемся и в Евангелии. Спаситель говорит: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лук.12:49)

(Это интересно сравнить с эпиграфом революционной газеты «Искра»: «Из искры возгорится пламя»).

В «Деяниях Апостолов» говорится о нисхождении Святого Духа:» При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать».

Огонь занимает особое место в православном храме. «Настольная книга священнослужителя» сообщает: «В алтаре за престолом горят в особом светильнике лампады или свечи, лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре. … Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе — за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди, Самого Христа, как Света от Света, Света истинного».

Более того, князь Трубецкой в своей работе «Два мира» утверждал, что сами маковки церквей символизируют огонь.

ОГНЕННОЕ ЗНАМЯ

Алое, огненное знамя тоже имеет древние корни. «Энциклопедия символов, знаков, эмблем» сообщает нам: «Папа Лев III послал Карлу Великому в конце VIII века перед его коронацией на императорский престол алое знамя, которое называлось орифламмой (auriflamma — Золотое пламя). С 1096 года орифламма приняла форму раздвоенного красного стяга и стала знаменем французского королевства. Сакрально-монархический смысл орифламмы проявлялся в разворачивании перед войском красного знамени в тех случаях, когда война велась против врагов христианства или других недругов королевства. Возможно, происхождение красного знамени СССР связано с орифламмой».

КРАСНЫЙ ФЛАГ И РУССКАЯ ТРАДИЦИЯ

Сергей Черняховский опубликовал на сайте «АПН» статью «Красное знамя Российской империи», в котором приводятся удивительные факты:» В 1907 году была создана специальная Комиссия министерства Юстиции, которая должна была выработать рекомендации для принятия официального государственного флага Империи. И в 1912 году она оформила свое заключение. Заключение комиссии Минюста было, наверное, с точки зрения сегодняшнего дня довольно неожиданным, и неприятным для известных политических сил: комиссия высказалась за признание геральдическим цветом и флагом России — красного цвета. Разумеется, не потому, что в ней оказались собранными революционеры и их сторонники. Комиссия исходила из следующих постулатов:

Первое. Красный цвет — традиционный цвет и символ имперской власти и великих империй, на наследование которым претендовала Россия — от Римской империи.

Второе. Красный цвет — это цвет стягов и вымпелов Московского Великого княжества и Царства.

Исторический Герб Москвы — Всадник, поражающий Дракона на красном фоне. Кстати, именно поэтому Флагом Москвы стал красный флаг с изображением Георгия Победоносца.

Третье. Красный цвет — исторически самый популярный цвет в России. Красная рубаха считалась самой нарядной. Словом «Красная» (площадь, девица и т.д.) обозначалась высшая степень оценки.

Кстати, русские воины древности в бою надевали красные рубахи, чтобы не было видно их ранений и враг не мог испытывать радость от того, что он пролил кровь русского витязя.

К этому можно добавить, что ополчение Минина и Пожарского тоже шло под Красным знаменем…

ОГНЕННАЯ ИНИЦИАЦИЯ

Если взглянут на три значка советских организаций, то можно проследить три степени инициации.

На октябрятском значке мы видим детское лицо включенного в красную звезду, что очень напоминает символ микрокосма – изображение человеческой фигуры вписанное в пентаграмму.

На пионерской значке звезда с головой вспыхивает языками пламени.

На комсомольском значке звезда исчезает, словно растворяется в волне огненной стихии, изображенной в виде красного флага.

В связи с этим вспоминаю интересные рассуждения А. Дугина об иконах — Богородицы с младенцем и Успение Богородицы. На первой – большая фигура Богородицы держит маленькую фигурку младенца Христа.

А на второй – большая фигура Христа держит на руках маленькую фигурку Богородицы.

Если сказать совсем упрощено, то здесь наглядного демонстрируется изменение соотношения материального и духовного.

И три значка советской инициации говорят о том же: человек возгорается духовным огнем, а потом полностью в него погружается. Дух преодолевает ограничения материальной формы.

СВЯЩЕННЫЕ МОГИЛЫ

Советский культ содержит в себе почитание священных могил. Почитание мертвых всегда имело важное значение для человека, ведь именно ушедшие помогали установить связь с иным миром, с «другим берегом». Это образно можно увидеть в Пантеоне славы на Мамаевом кургане, который своим обликом похож на какое-то зороастрийское святилище. Круглое в плане, со стенами украшенными именами погибших, оно содержит в центре Вечный огонь. Но не простой. Огонь горит в факеле, который держит огромная рука, поднимающаяся из земли. Учитывая, что Мамаев курган – это кладбище, то легко понять, что рука принадлежит ушедшим, павшим. И именно они нам протягивают факел с огнем жизни, с частичкой огненного духа, что указывает на живую, важную духовную связь.

Ядром советского культа священных могил является главная могила на Красной площади – Мавзолей Ленина. У Кремлевской стены – могилы выдающихся деятелей. Неподалеку – Могила Неизвестного солдата. И во многих советских городах находятся мемориалы павших воинов. Это не просто культ мертвых, а именно людей, проливших кровь в битве.

РОДИНА МАТЬ ЗОВЕТ

Но было бы ошибкой считать, что это культ воинов связан лишь с сентиментальным оплакиванием павших. Красная вера пронизана духом битвы, которая еще не кончилась.

Мемориал на Мамаеве кургане был создан после войны. И там присутствует скульптура «Матери скорбящей», такой уместной для почитания павших на прошедшей войне.

Но центром композиции является не она, а Мать Родина с мечом, зовущая к битве. К той битве, которая не закончилась в 1945 году.

Маркс в своем учении говорит о революции, как о финальной, поворотной битве, после которой проклятье отчуждения и эксплуатации будет окончательно побеждено, человек обретет свободу и перед ним откроется принципиальной, творческий этап истории.

ENDKAMPF

В книге А. Дугина «Коспирология» есть небольшой отрывок о переломном характере нашего исторического момента: «Немецкое слово «Endkampf» («Финальная Битва», «Битва Конца») прекрасно выражает сущность современной планетарной ситуации. Эсхатологические мотивы, мотивы Конца Времен, пронизывают не только религиозные и мистические движения, но и непосредственную политику, экономику, повседневную жизнь. В Израиле, начиная с 1962 года правоверные иудеи живут в особом «конечном Времени», во «времени Мессии». США стремятся установить на планете особый Новый Мировой Порядок. Европейский мондиалист Жак Аттали проповедует наступление последней фазы особого Торгового Строя. Исламские народы ожидают в скором будущем прихода Махди, скрытого Имама. Индуисты уверены в скором окончании Кали-юги, Темного Века. В христианских общинах все больше появляется пророчеств о Последнем Папе (Flos Florum) у католиков и о Последнем Патриархе у православных. Ламаисты уверены, что современный Далай-лама — последний. Китай застыл в мистическом ожидании. Советский коммунизм пал внезапно и неожиданно. Все эти знаки говорят нам о начале Endkampf, о начале Последней Битвы. И в эсхатологическом контексте даже слова большевистской песни «Это есть наш последний и решительный бой» звучат как тревожное откровение, как намек на планетарный Endkampf».

ФИНАЛЬНАЯ БИТВА В РУССКОЙ ТРАДИЦИИ

Беглым солдатом из крестьян Евфимием (вторая половина XVIII в.) была основана секта бегунов, или странников. Доктрина бегунов в общих чертах выглядела так: с 1666 года в Российском государстве настало царство Антихриста. Вся гражданская жизнь извращена ложными, законопреступными указами с помощью чувственных бесов, бесовских полков воинских и гражданских властей.

В проповеди бегунов звучали и отчетливые коммунистические мотивы: Евфимий заявлял, что все необходимое Бог отдал людям в общее владение, и именно слуги зла присвоили всё себе.

В «Разглагольствии тюменского странника», принадлежащем перу некоего Василия Москвина проводится разделение двух миров — мира Божия и мира сатаны, небесного града Сиона и земного града Вавилона. В нем отрицались все основы крепостнического государства, которое описывалось в таких образах: русские законы — кривосказательные книги, сенат — антихристов совет, ибо число 666 есть числовое выражение слова «сенаторы». Но в конце «Разглагольствия» звучит уже новая нотка. Бороться с антихристом до времени открытою силою нельзя; но время уже близко. В итоге должна была состояться последняя битва («последний и решительный бой») бегунов с воинством антихриста, т. е. с царской армией. И так, как бегунов возглавит сам Бог на белом коне, то победа и достанется им. А после должно установиться новое царство — справедливости. Судя по идеям движение бегунов – совершенно коммунистическое.  (Например, наставник бегунов, Василий Петров, крестьянин Костромского уезда, выступил в некоторых ярославских и вологодских «пристанях» с проповедью коммунизма. Он громил собственность, и в особенности денежные капиталы, ибо деньги заклеймены печатью антихриста; пользуясь своей властью, он обращал личное имущество странников в общее достояние общины).

А до последней битвы бегуны представляли собой скрытую армию, которая борется с миром зла «противлением его воле и неисполнением его законов»…

ГЕРБ СССР: СИМВОЛ ВЕЛИКОЙ ЖАТВЫ

Герб СССР кажется единственный, в изображения которого включена вся планета как указание на что-то планетарного масштаба. В самом верху сияет красная звезда, возможно, красная планета, названная в честь бога войны Марса, что, возможно, является знамением большой битвы. Снизу – восходящее солнце новой эпохи. Молот – это Тау, символ, означающий нисхождение Духа Святого в материю, Бога небесного в человека. Серп в окружении колосьев говорит о финальной жатве, заставляющей вспомнить об известной евангельской притче: «Господь сказал: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя (пшеницу) на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы (т. е. семена сорных трав, похожих зеленью на пшеницу) и ушел. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

Увидя это, слуги пришли к владельцу поля и спросили: «Господин! не доброе ли семя сеял ты на поле своем? Откуда же на нем плевелы?»

Он ответил им: «враг человеков сделал это».

Слуги сказали ему: «хочешь ли, мы пойдем выберем их?»

Но господин сказал им: «нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора